Звери на капотах
Автомобильные эмблемы – те же гербы; у каждой есть своя легенда, своя история. Перелопатить всю эту геральдику в рамках одной статьи просто невозможно, а потому сузим круг исследований – поговорим лишь о тех эмблемах, где фигурируют животные.
Автомобильные эмблемы – те же гербы; у каждой есть своя легенда, своя история. Перелопатить всю эту геральдику в рамках одной статьи просто невозможно, а потому сузим круг исследований – поговорим лишь о тех эмблемах, где фигурируют животные. |
В первой половине прошлого века, задолго до повальной глобализации, автомобильные компании появлялись как грибы после дождя. Правда, многие и исчезали столь же быстро, но, тем не менее, придумать себе какую-нибудь яркую эмблему они успевали. Естественно, намереваясь использовать в гербе силуэт животного, такие фирмы зачастую останавливали свой выбор на хищниках – орлах, львах, драконах и тому подобных существах (впрочем, этим несколькими веками раньше грешили и дворяне при выборе родового герба). Были, правда, и оригиналы – так, в эмблеме английской марки Gordon-Keeble фигурировала… черепаха (видимо, и ездили ее машинки так же). Но большинство все же хотели подчеркнуть силу, мощь, стремительность и грацию своих автомобилей; и в этом отношении хищники подходили как нельзя лучше.
Семейство кошачьих
Бесспорно, одним из самых известных «автохищников» является лев на эмблеме французской марки Peugeot. По поводу происхождения этого герба существуют две версии. Первая из них более романтична и, как ни странно, более правдоподобна. Дело в том, что изначально заводы Peugeot располагались возле городка Бельфор, где стоит монумент Льва, напоминающий о безуспешной немецкой осаде 1871 года и ныне считающийся символом французской независимости. К слову, этот монумент создал Огюст Бартолди, являющийся автором «Статуи Свободы, озаряющей мир», копия которой установлена на входе в нью-йоркскую гавань. Вторая версия прозаичнее – дескать, лев Peugeot – лишь элемент герба исторической области Франш-Конте, в которую входил и Бельфор. За долгую историю фирмы изображение неоднократно менялось; современный же стилизованный лев «рампан» (то есть «вставший на дыбы») появился в 1978 году.
Другим «раскрученным» представителем семейства кошачьих стал ягуар. В 1935 году компания Swallow Sidecar (swallow в переводе с английского – «ласточка») решила поменять название на какое-нибудь более звучное. Из 500 вариантов было выбрано слово Jaguar – естественно, из-за того, что это животное символизирует скорость, мощь и красоту. Любопытно, что фирму основал сэр Уильям Лайонс (как известно, «лайон» или «лион» в большинстве европейских языков означает «лев»).
Нужно сказать, что «накапотный» ягуар претерпел несколько эволюций. Первая фигурка – стоящий ягуар из хромированной латуни – не пользовалась популярностью. В 1938 году ее сменил прыгающий ягуар длиной 7 дюймов (17,8 сантиметра); он, кстати, предоставлялся покупателям дополнительно, за две гинеи. Эта фигурка исчезла лишь в середине 60-х в связи с принятыми повсеместно правилами безопасности. На радиаторной же решетке машин Jaguar с 1950 по 1956 год изображалась голова этого животного; и только затем ее место занял ягуар в прыжке.
Пройдемся по зоопарку?
Но не кошками едиными жива автомобильная геральдика – по большому счету, из героев нашего сегодняшнего рассказа можно было бы составить приличный зоопарк. Кого тут только не было! Hispano-Suiza украшала капоты своих авто фигуркой летящего аиста – эмблемой эскадрильи выдающегося французского летчика Жоржа Гинеме. На эмблеме Packard орлица кормила птенцов; на гербе Cadillac клином летели утки, вздыбленный слон венчал творения Этторе Бугатти. Владельцев автомобилей Lincoln вел за собой по дорогам и хайвэям серебристый пес – изящная фигурка застывшей в стремительном прыжке гончей, которой почему-то никто так и не удосужился придумать кличку. Стилизованной птичкой с поднятыми крыльями была украшена эмблема Voisine – кстати, местные острословы вскоре фамильярно окрестили ее «ля кокотт», что в переводе может означать и «цыпленок», и «дама легкого поведения».
Зачастую животное на эмблеме просто-напросто являлось каким-то символом – например, знаком Зодиака, под которым родился основатель фирмы. Именно таково происхождение скорпиона на эмблеме Abarth и тельца в гербе Lamborghini. А вот змея на эмблеме Alfa Romeo никак не связана с пресмыкающимся, которое является символом медицины. Как утверждают, эта тварь позаимствована у герба семейства Висконти и символизирует кровожадного дракона, опустошавшего окрестности Милана в V веке и убитого неким Умберто, прародителем рода Висконти.
Интересна родословная двух самых знаменитых в мире лошадей – на эмблемах Ferrari и Porsche. Конь на эмблеме второй из них «прискакал» с герба города Штуттгарта, который был основан в средние века на месте конного завода (поначалу название было Stuten Garden, «Сад кобыл»). История же происхождения cavallio rampante – «гарцующего жеребца» – широко известна. Впервые эта эмблема появилась на фюзеляже истребителя итальянского аса Франческо Баракка, сбитого в 1918 году. Феррари взял себе эту эмблему по предложению матери героя, графини Баракка, которая была впечатлена победой Энцо на гонках в Равенне в 1923 году. Фоном для лошади служит желтый цвет Модены – города, где производят эти автомобили; зеленая, белая и красная полосы вверху эмблемы являются цветами национального флага Италии.
Реклама – двигатель прогресса
Бывали и случаи, когда животное появлялось на эмблеме фирмы не сразу, а после многих лет ее существования; приведем два примера. Первый – знаменитый бульдог на радиаторе американских грузовиков Mack. Когда в 1916 году была представлена ставшая впоследствии легендарной серия АС, многие подметили, что этот грузовик чем-то похож на бульдога. Вскоре 4470 пятитонных автомобилей Mack АС были направлены на поля Первой мировой войны во Францию в помощь английским и американским пехотинцам, которые очень ценили эти машины за выносливость и проходимость. Когда грузовик поменьше застревал в грязи, солдаты дружно кричали: «Эй, давайте сюда бульдога!». И с 1922 года на капотах грузовиков Mack появилась новая эмблема с изображением бульдога.
Не менее интересно происхождение привычной нам эмблемы Dodge. Вот что писал об этом тогдашний глава корпорации Chrysler Ли Якокка: «Одно из первых предложений рекламного агентства Canion & Erkhard состояло в том, чтобы вернуть эмблему с изображением барана, которая когда-то крепилась на грузовиках Dodge, но потом была снята. Агентство воскресило «тему барана» в рекламном слогане «Грузовик Dodge напорист, как баран» и восстановила его изображение как на самих грузовиках, так и в рекламных публикациях. Спустя некоторое время наши грузовики уже воспринимались публикой, как машины класса Chevrolet и Ford».
Снова в СССР
А что же советский автопром? И его не обошла стороной тенденция «животноводства» на эмблемах. Правда, на отечественных автомобилях красовались в основном животные, распространенные в той местности, где располагался завод. Так, литой нижегородский олень, впервые появившийся на ГАЗ-12, перекочевал с герба Нижнего Новгорода. МАЗы несли на себе белорусского зубра, ярославский ЯАЗ – русского медведя, КАМАЗ – степную лошадь. Правда, наиболее массовыми все же были «москвичевский» Кремль и «жигулевская» ладья – но это уже совсем другая история…
Автомобильные эмблемы с изображением животных |
|