Бензин: Плотность – не главное
Услышал на АЗС, что каждая марка бензина имеет свою плотность. Нельзя ли самостоятельно определять октановое число бензина при помощи измерителя плотности, которым проверяют аккумуляторный электролит?
| |
С повышением температуры бензин расширяется, увеличиваясь в объеме, а его плотность уменьшается. В розницу бензин реализуют по объему, однако все оптовые закупки нефтепродуктов осуществляются по весу. Поэтому плотность бензина важна, в первую очередь, для тех, кто отвечает за учет и хранение топлива.
Показатель плотности может косвенно свидетельствовать об октановом числе топлива: чем больше плотность, тем выше детонационная стойкость (характеризуемая октановым числом).
Однако плотность не является величиной, напрямую определяющей качество топлива, и потому она жестко не нормируется. Например, плотность бензина А-76, измеряемая специалистами нефтеперерабатывающих заводов и АЗС, составляет порядка 0,711-0,750 г/см3, а бензина А-92 – 0,748-0,770 г/см3 (все замеры производятся при 20 градусах Цельсия или приводятся к этой температуре с помощью поправочных коэффициентов).
При столь незначительной разнице значений плотности бензинов различных марок (и даже их «пересечении») «любительские» измерения не могут служить основанием для выводов о качестве топлива. Кроме того, денсиметры поплавкового типа, предназначенные для определения плотности электролита и тосола, имеют иной диапазон измерений – свыше 1,0 г/см3. Поэтому оценивать с их помощью параметры бензина невозможно.
Так что самый надежный способ уберечь себя и свой автомобиль от некачественного горючего – заправляться только на проверенных АЗС, где во главу угла ставят качество товара. В настоящее время найти такие не проблема.