Мотофристайл: Полет над гнездом корриды
Переполненный мадридский les Toros de Las Ventas, культовое место для поклонников корриды, вдруг замер. Из узкого прохода, словно черт из табакерки, выскочил мотоциклист и, выпрыгнув с трамплина-рампы, сделал в воздухе обратное сальто. И приземлился на точно такую же рампу, не касаясь руля руками. Стадион выдохнул, захлопал, заорал, завизжал. Знакомьтесь – это и есть Red Bull X-Fighters.
Переполненный мадридский les Toros de Las Ventas, культовое место для поклонников корриды, вдруг замер. Из узкого прохода, словно черт из табакерки, выскочил мотоциклист и, выпрыгнув с трамплина-рампы, сделал в воздухе обратное сальто. И приземлился на точно такую же рампу, не касаясь руля руками. Стадион выдохнул, захлопал, заорал, завизжал. Знакомьтесь – это и есть Red Bull X-Fighters. |
Рассказывать о мотофристайле – не более благодарное занятие, чем описывать балет или пересказывать «Войну и мир». И долго, и недостоверно. Поэтому постараемся помочь вам разобраться в его нехитрых правилах и основных прыжках-трюках. А имеющий очи да увидит!
Мотофристайл – один из самых молодых видов спорта, но история его появления утеряна. Доподлинно известно, что в конце 80-х он уже существовал в США в формате циркового шоу. И только попав на благодатную европейскую почву, окончательно оформился в самостоятельное соревнование со своими правилами, регламентом и местом проведения. Цирковые подмостки мотофристайл сменил на колизеи для коррид в Валенсии, Мадриде и Мехико, которые вот уже шесть лет неизменно собирают полные залы, транслируются на все континенты, а расходящиеся как горячие пирожки в январе DVD c записями мотокоррид рождают новые трюки, идеалы и таланты.
На первый взгляд все просто: разогнавшись и выпрыгнув с рампы, за 6-7 секунд полета фристайлер выполняет определенную фигуру, затем приземляется на точно такую же рампу. Всего за 2-3 минуты (в зависимости от регламента соревнования) он должен выполнить несколько трюков, каждый из которых оценивает жюри. Принцип судейства позаимствован у КВН: приглашенные эксперты (например, первый победитель Red Bull X-Fighters Майк Джонс) выставляют за каждый прыжок оценки, исходя из сложности трюка, чистоты исполнения и зрелищности, после чего выводится средний балл. Изначально оценки выставлялись с помощью шумомера, фиксирующего аплодисменты, улюлюканье и прочие возгласы. Но когда в 2001 году за организацию соревнований взялся Red Bull, от необъективного шумомера отказались. Впрочем, зрителей не забыли: один из пяти судей оценивает именно реакцию публики.
Изменились и сами спортсмены: если раньше это были бесшабашные юнцы, прыгающие где попало на чем попало (и зачастую без шлемов и прочей защитной экипировки), то сейчас все они как на подбор. Самому старшему 29 лет, самому молодому – 19. Все невысокие, подтянутые и в меру «накачанные», поскольку кроме гибкости и координации, необходимых в полете, на старте и во время приземления, важна «грубая мужская сила», чтобы сорвать и удержать мотоцикл. Да и откатать всю двухчасовую программу с полуфиналами и финалом может только тот, кто вынослив и психологически устойчив. Техника также приведена к общему знаменателю: слегка переделанные 250-кубовые двухтактные KTM 250SX, Suzuki RM250 и Yamaha YZ250. Причем иногда при неудачном приземлении фристайлеры могут одолжить байк у соперника и необязательно той же марки.
Итоги 8-го Red Bull X-Fighters Freestyle Motocross. Мадрид, Испания |
|