У истоков юбилея
У Volvo – знаменательная дата: 80 лет назад, в феврале 1928 года был изготовлен первый грузовик знаменитой шведской марки. Об истории компании и развитии конструкции ее автомобилей, в том числе коммерческих, рассказывают уникальные экспонаты музея фирмы в Гетеборге.
У Volvo – знаменательная дата: 80 лет назад, в феврале 1928 года был изготовлен первый грузовик знаменитой шведской марки. Об истории компании и развитии конструкции ее автомобилей, в том числе коммерческих, рассказывают уникальные экспонаты музея фирмы в Гетеборге. |
Как начиналась фирма Volvo? Рассказывают, что 24 июля 1924 года, в день Святого Якоба, в одном из ресторанчиков Стокгольма беседовали два молодых человека: экономист Ассар Габриэльссон и инженер Густаф Ларсон. За кружкой пива они размечтались о создании «шведского автомобиля для шведских дорог» – выносливого и надежного.
Мечтатели работали в знаменитом концерне SKF, выпускавшем шарикоподшипники. И им удалось убедить руководство оказать их проекту материальную поддержку. На его осуществление было выделено 200 тыс. крон – сумма по тем временам немалая.
Пожарная «линейка» – Volvo LV70 (1931 г.). | «Полуторка» LV40 – самый первый грузовик марки Volvo (1928 г.). Конструкция прочная, но 28-сильный мотор от легковушки слабоват. |
Легкий грузовик Volvo LV101 по прозвищу «остроносый» (1937 г.). Дизайн в американском духе – от фирмы Atvidaberg. Мотор ECG – мощностью 50 л. с., или ЕС – 86 л. с. | Один из первых автобусов, произведенных Volvo, – модель LV45 (1928 г.). Мест – 16+1. Кузов фирмы Vagn Fabric Arvika. |
Один из первых грузовиков с собственным дизелем Volvo VDA – 100 л. с. Эта машина модели LV248X за характерную форму передней части получила прозвище «круглый нос». | Низкорамный автоэвакуатор на «длинноносом» шасси LV250 (1941 г.). Над передней осью – «шестерка» FB в 140 л. с. В свое время это был самый мощный Volvo. |
Закипела работа. И вот 14 апреля 1927 года из ворот завода в Лундби, пригороде Гетеборга, выкатился первый автомобиль – легковушка Volvo V4. Кстати, слово Volvo и обозначает по латыни «я качусь» – название вполне в духе спонсора SKF!
Радиатор автопервенца украшала диагональная хромированная полоса, ставшая впоследствии неизменным атрибутом марки. Там же размещались и эмблема, тоже дожившая до наших дней. Она представляла собой кольцо со стрелой – древнее обозначение стремени, символ бога войны Марса, олицетворяющий мужество, силу и стремление к победе. Дизайн автомобиля разработал художник Хелмер МасОлле.
В следующем году, 20 февраля началась сборка первого грузовика Volvo – модели LV40. Буквы LV – аббревиатура шведских слов Last Vagn, т. е. «грузовой автомобиль». Впоследствии она присутствовала в названиях коммерческих моделей фирмы вплоть до начала 50-х гг.
Машина LV40 имела грузоподъемность 1,5 т и была достаточно прочной. Однако на первых двух сериях применялся двигатель в 28 л. с., позаимствованный у легковушки. Мотор оказался слабоват для грузовика, и потому на автомобилях третьей серии установили трехлитровую «шестерку» DB в 55 л. с. А с 1931 года начали выпуск более мощных машин с двигателями в 65 и 75 л. с.
В начале 1933 года Volvo впервые представила свою продукцию за границей. На автосалоне в Амстердаме дебютировало шасси LV75 – между прочим, первая бескапотная конструкция фирмы. Это шасси использовалось в основном как база для автобусов, а также грузовиков. В том же году построили первый дизельный грузовик LV68 с лицензионным двигателем Hеsselman, а также один из первых в мире трехосных грузовиков с кабиной над двигателем – LV67LF.
Volvo P210 Duett (1960 г.) создан на базе легковушки Volvo P544. Мотор – 60 л. с. или 82 л. с. Название «дуэт» говорило о том, что это машина двойного назначения – и для работы, и для отдыха. | Volvo L395 Titan (1954 г.) – первый в мире грузовик, оснащенный турбированным дизелем. Двигатель TD96 – 195 л. с. |
Дальнобойный тягач Volvo F88 (1975 г. в.). Турбодизель – 290 л. с. Подобные машины использовались в «Совтрансавто». | Volvo C303 (1978г.) – спортивная версия многоцелевого армейского внедорожника. Победитель ралли-рейда «Париж-Дакар» 1983 года в легком классе. |
Капотник Volvo N12 (1973 г.) применялся для различных целей – и как самосвал, и как магистральный тягач. Цифра в названии обозначала литраж двигателя – турбодизеля TD122 в 395 л. с. | Уникальный сочлененный плавающий транспортер Volvo BV202A (1963 г.). Поворот осуществлялся смещением одной секции относительно другой. Машина была на вооружении армии Швеции. |
Будущее, рожденное вчера, – Volvo ECT (1995 г.). Аббревиатура ECT расшифровывается как Environment Concept Truck – «Экологически чистый концептуальный грузовик». Машина оснащена двигателем на топливных элементах. |
Летом 1935 года в производственной программе Volvo появилось несколько новых серий грузовых автомобилей, примечательных в двух отношениях. Во-первых, их капоты и кабины стараниями кузовной фирмы Atvidaberg обрели входившую тогда в моду обтекаемую форму. А во-вторых, двигатель переместили вперед, расположив его над передней осью, а не за ней, как раньше, что улучшило развесовку. Эти две тенденции определили облик грузовиков Volvo на ряд лет вперед.В годы Второй мировой Швеция соблюдала нейтралитет, но при этом фирма Volvo разработала ряд интересных военных машин, в том числе штабной TPV (4×4), колесные тягачи TVB и TVC (6х6) и полугусеничный HBT. В связи со всеобщим дефицитом жидкого горючего в Европе выпускались и автомобили с газогенераторами, работающими на дровах.После войны начался новый период в истории Volvo, но он заслуживает отдельного разговора. Мы же лишь отметим, что компания стала крупнейшим европейским производителем коммерческих машин и вышла на передовые позиции в области технологии и безопасности.
В СССР по-настоящему познакомились с продукцией Volvo в 70-е годы, когда объединение «Совтрансавто» в большом количестве закупало дальнобойные тягачи F88 и F89. Это были отличные для своего времени машины. С тех пор грузовики Volvo занимают достойное место в парках наших перевозчиков.