Тюнинг в белых перчатках
Уж очень заманчиво – не вмешиваясь в конструкцию, не покупая новых деталей и даже не открутив заводских болтов, превратить двигатель в совершенно иной агрегат…
Уж очень заманчиво – не вмешиваясь в конструкцию, не покупая новых деталей и даже не открутив заводских болтов, превратить двигатель в совершенно иной агрегат…
Чип-тюнинг – это изменение программы управления работой системы зажигания и питания двигателя, а в некоторых случаях – наддувом и коробкой передач. Для этого иногда требуется демонтаж электронного блока управления (ЭБУ) и его подключение к компьютеру со специально разработанным софтом.
Некоторые фирмы проверяют результаты чип-тюнинга с максимальной точностью – на динамометрическом стенде. |
Зачем
Возможность менять характеристики мотора несколькими нажатиями кнопки на клавиатуре появилась вместе с первыми электронно управляемыми инжекторами. Дело в том, что cерийная программа работы ЭБУ двигателя написана в расчете на массового среднеcтатистического потребителя. Как правило, это компромисс между многими факторами: тягово-скоростными характеристиками, экономичностью, экологичностью, надежностью и долговечностью.
Между тем, корректируя программу, мотор можно настроить (не зря слово «тюнинг» происходит от английского to tune – «настраивать») под индивидуальные потребности совершенно разных пользователей. Ведь кто-то предпочитает скоростную езду с динамичными разгонами у каждого светофора, кому-то часто приходится подолгу ехать загородной дорогой, а для кого-то на первом месте – минимально возможный расход топлива, ради которого он готов поступиться динамикой.
В некоторых случаях владельцу может потребоваться перенастроить двигатель под иной вид топлива – сжиженный или сжатый газ, низкооктановый бензин. Хороший результат дает перенастройка современных бензиновых моторов, отвечающих экологическому стандарту Евро 4, который у нас еще не действует. После перенастройки у них значительно улучшаются тяговые характеристики на оборотах ниже 3500 об/мин.
Есть интересные случаи – у «немцев», которые ездят по автобанам с неустановленным скоростным лимитом, электроника искусственно ограничивает скорость автомобилей 250 км/ч, у некоторых «американцев» есть электронный порог скорости в 190 км/ч. А у старых японских машин, предназначенных для внутреннего рынка, мощность даже моторов немалого объема ограничивалась 180 л. с. Специалисты могут «снять» эти ограничения. Также весьма интересна перепрошивка, которая исключает снижение динамики разгона при включении кондиционера.
Что происходит?
Наиболее легко повысить мощность современных турбированных моторов, которые управляются электроникой. Изменил момент включения турбины и алгоритм работы системы изменения ее геометрии – и получил более ранее включение нагнетателя и более высокое давление наддува. А также с легкостью добавил четверть, а то и треть мощности и крутящего момента. Другое дело атмосферные моторы, т. е. без наддува. Здесь приходится корректировать не только порции впрыскиваемого топлива и характер его подачи – момент открытия форсунки и его длительность, но и зажигание – момент при различных режимах работы силового агрегата, а также фазы газораспределения.
Вмешательство происходит посредством специальной программы, записанной в память компьютера. Специалист может корректировать каждый параметр вручную, а может заменить штатный софт готовым, написанным заранее или приобретенным у специализированных тюнинговых фирм.
Многие владельцы ценят возможность самостоятельного выбора нужной программы из нескольких предустановленных – в зависимости от предстоящих условий поездки. Для этого используется ноутбук, подключаемый к блоку управления, или ЭБУ, позволяющее «зашить» в его память более одной программы. Такие блоки могут быть или штатными (некоторые версии «Января» и «Микаса» для ВАЗов и ГАЗов), или тюнинговыми, поставляемыми специализированными фирмами.
«Железо» – собственно блок управления двигателем – никаких изменений не претерпевает. Тюнер-электронщик вмешивается лишь в его программное наполнение. |
Предел мечтаний
Конечно же, чудес не бывает – превратить 1,3-литровую «четверку» в «зверя», который дымит резиной на сухом асфальте, вряд ли удастся. Как правило, чип-тюнинг позволяет повышать мощность атмосферных моторов в пределах 7-8%, турбированных – на 20–25%. Преградой к более весомым результатам становятся геометрические параметры цилиндро-поршневой группы, производительность топливного насоса и инжекторов, характеристики приборов искрообразования. Не следует забывать также о пределе прочности деталей конструкции двигателя и трансмиссии – как правило, заводские детали мотора имеют не более 15–20% запаса прочности.
Мнение
Сергей Прокопчук Тюнинг-ателье Carset Чип-тюнинг – своего рода товар на любителя. Зачастую клиент ждет чуть ли не двукратного прироста мощности или, напротив, опасается, что чип-тюнинг сократит жизнь мотора в несколько раз. Поэтому чтобы ожидания владельца оправдались, он должен представлять, что хочет получить в результате чип-тюнинга. В любом случае, даже если клиент требует максимально прибавить мощность или момент, мы никогда не переступаем ту черту, за которой кроется ускоренный износ деталей и уменьшение ресурса силового агрегата.
Александр Березин Компания «Автосоюз» Чаще всего клиенты просят улучшить разгонную динамику автомобиля или повысить экономичность – все это относительно легко решаемые вопросы. А вот коррекцию программы под более дешевый бензин мы не беремся делать. Ощутимой экономии таким образом добиться невозможно – ведь низкооктанового топлива для достижения мало-мальски приемлемых динамических характеристик автомобиля приходится «заливать» значительно больше.
Денис Хлебосолов Компания АТГ Прирост мощности – это не самое главное, что получают владельцы атмосферных моторов в результате чип-тюнинга. Наиболее заметный эффект дает улучшение отзывчивости силового агрегата на работу акселератором: машина становится «живее», поскольку у некоторых моделей из экологических соображений штатная программа открывает дроссель с задержкой или на ограниченный угол. При этом после перечиповки потребление топлива увеличивается только во время активной езды. Если водитель в основном ездит в спокойном режиме, расход может даже упасть, ведь в результате чип-тюнинга двигатель начинает работать более эффективно. А еще нередко клиенты специально просят сделать мотор «эластичнее» по характеристикам – это тоже решаемый вопрос.
Другая сторона
Есть у чип-тюнинга и минусы. Так, при улучшении динамики зачастую попутно повышаются обороты холостого хода, могут нарушаться заводские показатели токсичности выхлопных газов. Если водитель «на полную» использует полученную прибавку мощности и момента, возрастает расход топлива. Хотя при спокойной езде «заряженный» мотор способен экономить. При «перечиповке» с целью повышения экономичности, как правило, заметно снижается разгонная динамика автомобиля.
Почем лошадки
Стоимость перечиповки автомобиля зависит от его модели. Она может составлять от 250 гривен для отечественной машины до 600 евро для представителя европейского или японского премиум-бренда.
Задний ход
Если автомобиль гарантийный, дилеру вряд ли понравится то, что мотор «перечипован». Хотя обычно оборудование на дилерских СТО не выявляет новой программы ЭБУ. Однако скрыть факт перепрошивки блока управления невозможно – квалифицированный специалист при желании может заметить отклонения от штатных настроек. Впрочем, вернуть двигателю штатную программу не составляет труда.
Что и как улучшают
1. Экономичность
- Увеличение угла опережения зажигания на 5–7 градусов (в «раннюю» сторону)
- Уменьшение подачи топлива
- Смещение фазы впрыска топлива в «раннюю» сторону
- Отключение лямбда-зонда на определенных режимах
- Изменение производительности форсунок
- Увеличение зоны нечувствительности педали до 5 градусов (чтобы случайные движения ногой не провоцировали впрыск ненужных порций топлива).
Например: на автомобиле Lada 117 «Калина» 1,6 л достигнуто снижение расхода топлива с 7,0 л/100 км до 5,4 л/100 км на постоянной скорости 95–100 км/ч.
2. Мощность (скорость движения)
- Увеличение подачи топлива
- Смещение фазы впрыска топлива в «раннюю» сторону
- Смещение момента зажигания на 2-3° в «раннюю» сторону.
Например: на автомобиле ГАЗ-31105 «Волга» достигнуто повышение крейсерской скорости со 150 км/ч до 180 км/ч.
3. Крутящий момент (динамику разгона)
- Увеличение подачи топлива (на определенных оборотах)
- Увеличение скорости изменения параметров зажигания
- Смещение момента зажигания в «позднюю» сторону
- Перенастройка диспетчера режимов – зависимость реакции ЭБУ от угла нажатия (или скорости нажатия) на педаль
- Изменение рабочей температуры двигателя (коррекции температуры включения вентилятора).
Например: на двигателе VW Golf GTI 2,0 Turbo достигнуто увеличение крутящего момента с 300 Нм до 394 Нм.