Скутеристы – в ГАИ!
Беззаботная жизнь для отечественных скутеристов закончилась! ГАИ официально объявила, что с 10 июня в Украине началась регистрация мопедов и скутеров, а их водители обязаны получить права.
Беззаботная жизнь для отечественных скутеристов закончилась! ГАИ официально объявила, что с 10 июня в Украине началась регистрация мопедов и скутеров, а их водители обязаны получить права.
Напомним, что регистрация транспортных средств с объемом двигателя до 50 см куб. предусмотрена Законом Украины от 24.09.2008 г. (который больше известен нормой об увеличении штрафов), и данное требование вступило в силу с 1 января 2010 года. Согласно Постановлению Кабмина № 1371 от 23.11.2009 г. постановка на учет такой техники, приобретенной до вступления данного документа в силу, до 1 июля 2010 года проводится без предоставления его владельцем бумаг, подтверждающих правомерность покупки мопеда или скутера.
Однако ГАИ объявила о старте регистрации только в середине июня, когда до окончания срока «льготной» регистрации (без документов) осталось всего две недели. Правда, есть надежда, что этот срок продлят до 1 ноября. Об этом сообщил заместитель начальника Департамента ГАИ МВД Украины Александр Демянко. И это вполне логично – ведь большинство скутеров куплено подержанными с рук.
С 1 сентября за езду на скутере без прав будут штрафовать. Водители данной техники несут ответственность за нарушения ПДД наравне с водителями прочих ТС.
Как зарегистрировать
Для постановки на учет скутера или мопеда владелец должен предоставить его в МРЭО. Если у хозяина нет документов на данное ТС, ему необходимо написать соответствующее заявление (мол, купил на авторынке у частника). При этом нужно пройти экспертную проверку на предмет подлинности номеров агрегатов, заплатив 148 грн. Далее ТС проверят по имеющимся базам данных, и если оно не числится в розыске, его зарегистрируют.
Лица, которые приобрели мопед или скутер в 2010 году, при регистрации обязательно должны предъявить справку-счет, биржевой договор, таможенную декларацию или другие документы, подтверждающие правомерность покупки.
Еще один сюрприз ждет владельцев техники с мотором до 50 «кубиков» – помимо регистрации им, как и хозяевам прочих ТС, придется регулярно (1 раз в 2 года) проходить техосмотр и платить транспортный сбор. Данный налог придется платить и при постановке на учет, хотя это небольшие деньги – 3 грн. со 100 см куб. (то есть 1,5 грн. со скутера). На новые мопеды и скутеры талон ТО будут выдавать сразу при регистрации, а на подержанные – только после проведения ТО. В пресс-службе ДГАИ рассказали, что положение о порядке проведения техосмотра для ТС с мотором до 50 см куб. пока на стадии разработки. О порядке проведения этой процедуры мы сообщим сразу же, когда он станет известен.
Как сообщил Александр Демянко, чтобы снизить стоимость оформления скутеров по сравнению с другими ТС, руководство ГАИ приняло ряд соответствующих мер. В частности, в качестве техпаспорта выдается временный регистрационный талон на бумажной основе (срок действия не устанавливается), который в 5 раз дешевле пластикового – 45 грн. Кроме того, для мопедов и скутеров разработаны специальные номерные знаки, стоимость которых не превышает 25 грн. Уже изготовлены и поступили в МРЭО 4,5 тыс. таких номеров. Кроме того, планируется, что скутеристам будут выдавать более дешевые бумажные бланки талонов ТО.
Таким образом, регистрация мопеда и скутера обойдется владельцу в 477,5 грн. (с учетом экспертизы и прохождения техосмотра). Кстати, подчеркнем, что для постановки на учет данной техники ее владельцу не обязательно иметь права, но ездить можно только с открытой категорией «А1».
Как получить права
Получить водительское удостоверение для управления мопедом или скутером могут все лица, достигшие 16 лет. Граждане, не имеющие удостоверения для получения прав категории «А1», должны закончить автошколу. Как объяснил начальник экзаменационного отдела ГАИ Киева Сергей Хмельницкий, программа обучения для скутеристов схожа с таковой для мотоциклистов. Так, в Киеве уже 10 автошкол готовы учить водителей на категорию «А1», а еще 5 на днях пройдут аккредитацию для получения соответствующей лицензии. Подобные учебные заведения уже появились и в других регионах Украины. В Департаменте ГАИ пообещали через две-три недели на официальном сайте разместить список таких автошкол. Стоимость учебы составит от 1 тыс. грн., а продолжительность – 3 месяца.
Водители, которые имеют права с открытыми высшими категориями и получили свои удостоверения до 16 марта текущего года (с момента вступления в силу типовых программ по обучению на категорию «А1»), могут открыть соответствующую категорию после сдачи практического экзамена на мопеде или скутере. А те, кто уже имеет права на мотоцикл (категория «А»), получат «мопедную» категорию автоматически. Всем остальным придется пройти соответствующие двадцатичасовые курсы обучения в автошколах.
Оформление водительского удостоверения категории «А1» со сдачей экзаменов в ГАИ обойдется около 500 грн. Немалая стоимость обусловлена тем, что ныне водителям выдаются пластиковые права (стоимость – порядка 200 грн.). Впрочем, чтобы уменьшить расходы при получении прав, ДГАИ планирует выдавать более дешевые бланки (36 грн.) на бумажной основе лицам, которые впервые получают удостоверение категории «А1».
Не до шуток!
Помимо техпаспорта на ТС с мотором до 50 «кубиков» и прав, водителю необходимо будет оформить договор обязательного страхования – «автогражданку». Ездить без этого документа нельзя. Покупка полиса будет стоить не слишком дорого – ведь оформлять страховку не обязательно на весь год – можно только на период эксплуатации в летний сезон.
В ГАИ отметили, что водители мопедов или скутеров являются полноценными участниками дорожного движения и несут ответственность за несоблюдение ПДД на общих основаниях с водителями прочих ТС. Например, штраф за проезд на красный свет – 425–510 грн., за езду в нетрезвом состоянии – 2550–3400 грн. или лишение прав на 1-2 года, или 40–50 часов общественных работ, или 7–10 суток административного ареста. Кстати, по отношению к скутеристам гаишники руководствуются тем же правилом, что и для мотоциклистов – догонять водителей данных ТС, едущих без мотошлемов, им запрещено.
Заместитель начальника ДГАИ заявил, что водителей мопедов и скутеров начнут штрафовать за отсутствие прав уже с 1 сентября текущего года. За данное нарушение придется заплатить 425–850 грн. Если «льготную» постановку на учет не продлят, то с этого времени будут привлекать к ответственности и за эксплуатацию незарегистрированного ТС (штраф – 425–850 грн.). Более того, в данном случае двухколесную технику могут забрать на штрафплощадку.
Получаем права «А1»
Необходимые документы:
- личный паспорт;
- медицинская справка;
- свидетельство об окончании соответствующих курсов в автошколе (если нет прав);
- водительское удостоверение с открытыми высшими категориями, карточка водителя или справка ГАИ о выдаче удостоверения (если уже есть права);
- при наличии прав – документ, подтверждающий водительские навыки за последние 12 месяцев: техпаспорт на личную машину или временный талон/доверенность, для водителей-профессионалов – справка с места работы.
Стоимость:
- учеба в автошколе – 1000 грн.;
- бланк, услуги ГАИ, сдача экзамена – 500 грн.
Итого – 1500 грн.
Регистрируем скутер
Необходимые документы:
Стоимость:
- временный регистрационный талон – 45 грн.;
- номерные знаки – 25 грн.;
- услуги по осмотру ТС – 11 грн.;
- оформление регистрационных документов – 15 грн.
- экспертиза – 148 грн;
- транспортный сбор – 1,5 грн. (за 50 см куб.)
- талон ТО – 80 грн. (на пластиковой основе);
- проведение техосмотра – 52 грн;
- проверка техсостояния ТС – 100 грн. (на коммерческой станции).
Итого – 477,5 грн.
При постановке на учет скутера или мопеда его владельцу выдают техпаспорт – временный регистрационный талон на бумажной основе без срока действия и специальные номерные знаки. |