Рихтовка под вопросом?
Почеу нельзя рихтовать ободы колес.
Производители автомобилей не рекомендуют рихтовать ободья колес. Чем это обусловлено – ведь на многих шиномонтажах есть стенды для их рихтовки?
Владислав К., г. Киев
Рихтовочные станки не способны качественно устранить деформации стальных дисков. |
В рекомендациях автопроизводителей действительно есть здравый смысл. Дело в том, что прочность современных холодноштампованных дисков обеспечивается непосредственно сортом металла и соблюдением определенной технологии обработки давлением. В процессе эксплуатации ряд элементов конструкции диска циклически нагружается, что с течением времени отрицательно сказывается на физико-механических свойствах металла, т. е. снижается способность диска сопротивляться деформациям (из-за уменьшения прочности и жесткости конструкции). Ободья колес изготавливаются из листового стального проката профилированием с применением операций холодной штамповки и сварки встык. Интенсивность деформации металла в процессе изготовления ободьев колес на отдельных участках достигает 25–28%. Максимальное относительное удлинение материалов, используемых в производстве этих деталей, 31–35%. Следовательно, технологическая наследственность ограничивает ресурс пластичности обода колеса в пределах 6-7%. Максимальное утонение (утончение) в местах радиусных переходов от боковой стенки к середине центрального ручья составляет 20% от толщины исходного металлопроката. Это свидетельствует об отсутствии резервов пластичности металла для дальнейшего формоизменения, т. е. места рихтовки диска будут иметь пониженную прочность и жесткость. Кроме того, в производстве колес на промышленных предприятиях строго выдерживаются и контролируются геометрические параметры посадочной полки под шину и бортовой закраины обода. Контроль указанных параметров производится специальным мерительным инструментом, которого нет в мастерских. По утверждению специалистов-материаловедов, рихтовка деформированных колес нежелательна, так как может привести к разгерметизации шины и разбортировке колеса во время движения.