BMW M3 : Послевкусие
На аэродроме Баден-Бадена один из самолетных ангаров замаскирован по-боевому – насыпью земли. Здесь расположился центр BMW Driving Experience, где я прошел тренинг на M3.
На аэродроме Баден-Бадена один из самолетных ангаров замаскирован по-боевому – насыпью земли. Здесь расположился центр BMW Driving Experience, где я прошел тренинг на M3.
Брелок-транспондер – в «замке зажигания», после нажатия кнопки на панели оживает 420-сильный мотор V8. Как бы ни старались парни из тюнинговых ателье, но сделать такой звук двигателя у них не получится. Ведь спортивное подразделение BMW выпускает M3 уже 25 лет – позади долгий путь селекции настоящих породистых суперкаров. М3 – не показушные красавцы, а машины для ценителей. Для тех, кто отдает больше сотни тысяч долларов не за то, чтобы окружающие с восторгом провожали взглядом прекрасный профиль. M3 – для знатоков, которые могут понять, что перед ними не просто купе третьей серии, а настоящий болид, который на равных может тягаться с Aston Martin V8 Vantage и Porsche 911.
Скорость и контроль
Усаживаюсь за рулем как можно плотнее. Сначала даже кажется, что надо бы чуть больше простора оставить, но уже через несколько «боевых» минут пододвигаюсь ближе и стараюсь поднять спинку еще вертикальнее. Один из тренеров вкратце информирует о специфике посадки и руления: сидим очень близко к рулю, чтобы обеспечить скорость и нужное усилие. Поворот руля – на 180 градусов с одним перехватом. Все ясно? Поехали.
Компоновка M3 – настоящая классика. Мотор впереди, размещен продольно, привод на задние колеса. В этом свете сегодняшний 4,0-литровый V8 – явно не для слабых духом. Тем более что и корни у него соответствующие. Это фактически тот же двигатель, что стоит под капотом M5, но без пары цилиндров – у того их не 8, а 10.
Конкуренты из Ингольштадта стараются распределить мощь, которую выдает V8, на обе оси, чтобы реализовать тягу сполна. И это им удается. К примеру, конкурент М3 – Audi RS5 на 0,2 секунды быстрее баварской «эмки» набирает 100 км/ч. Но при этом большой момент на управляемых колесах лишает их филигранной точности и прозрачности, которыми всегда славились машины с буквой «M» на крышке багажника. Так что каждый волен выбирать, разгоняться чуть быстрее либо получать больше удовольствия от рулежки. Сегодня наш выбор очевиден.
Знаете, в чем разница между недостаточной и избыточной поворачиваемостью? При сносе вы дерево видите, а при заносе – чувствуете.
Мотор серии S65B40 – атмосферный и мощно тянет с самых «низов». Ускорение прогнозируемое и более чем бодрое. Если снять электронный «ошейник», который не дает M3 ехать быстрее 250 км/ч, то можно разогнать машину до 290 км/ч. Сложно справиться с машиной становится лишь тогда, когда под резкое нажатие педали газа стрелка тахометра приближается к экватору. Вот тогда 400 Нм крутящего момента и на сухом асфальте шутя срывают задние колеса 265/40 R18 в пробуксовку. Без противобуксовочной системы и системы стабилизации курсовой устойчивости DSC комплекта дорогущих шин хватало бы на день. Так что первое, что стоит обуздать в таком авто, – это избыточную поворачиваемость, то есть занос. Мощная заднеприводная машина и залитое водой кольцо асфальта – именно то, что надо, чтобы это прочувствовать. При движении по дуге на малых ходах акселератора M3 плавно разгоняется и хочет выскользнуть наружу передними колесами. Но последняя треть хода педали газа боевая. Когда прожимаешь акселератор и успеваешь повернуть баранку на опережение заноса, то получается немного подрифтовать. Именно в такие моменты понимаешь, кто из собравшихся на полигоне автомобильный фанат, а кто журналистикой просто деньги зарабатывает. Для настоящих «автомобильщиков» минуты заезда пролетают мигом, при выходе из машины их глаза горят, а на лице – счастливая улыбка, как у детей, вдоволь позабавившихся любимой игрушкой. Это тебе не валить по «прямику» со скоростью 250 км/ч. Здесь с машиной нужно быть по-настоящему близким. Ну вот, чуть не забыл, что перед очередным выездом необходимо отключить систему стабилизации. Мы ее деактивировали по-настоящему, когда перещелкивали специально добавленный для тренинга тумблер под капотом. А нажатие кнопки в салоне лишь завершило дело. Стоит поднапрячься, чтобы в автомобиле, к которому не привык, проехать хотя бы полкруга в боковом скольжении. M3 одинаково легко срывается в занос и стабилизируется при сбросе газа. Да и мотор с резвостью как набирает, так и сбрасывает обороты, обеспечивая колоссальные скачки момента. Нет ни инертности, ни задержек. Такое впечатление, что маховик у M3 размером с компакт диск. Во время заезда стоит лишь на миг позже начать вращение баранки в сторону заноса, как задние колеса тут же обгоняют передние, и машина становится поперек трека. Сначала расстраиваюсь, потом настраиваюсь и снова газ, руль… Главное, не только не забывать быстро вращать баранку, но и смотреть туда, куда ты хочешь ехать, а не на препятствие. И даже если купе уже едет боком, а дорогу видишь не в лобовое стекло, а через стекло двери, все равно глаза должны быть направлены в сторону движения. Тогда и руки, и ноги «помогают».
И вот нас уже уговаривают освободить трассу и готовиться к заезду по кольцу. M3 чувствует себя прекрасно, хотя здешняя трасса ему явно тесновата. Мало прямиков. Но для того, чтобы насладиться работой органов управления, в самый раз будут связки из трех-четырех виражей. А когда комбинация рассчитана на выход из виража в вираж с постоянным ускорением и автомобиль мчится уже на четвертой передаче, то чувствуешь, как M3 уже близок к тому, чтобы ползти наружу виража. Но тем он и хорош, что все ощущается тонко. Всегда понятно, когда можно добавить газа, а когда лучше расправить траекторию и немного поднять правую ногу с напольной педали.
Двигатель BMW M3 с рядной «четверки» постепенно вырос до могучего V8. Похоже, что на этом эра атмосферных агарегатов для М3 и закончится.
И так каждый день?
Хотелось бы прожить в таком ритме подольше, но обратный отсчет времени до самолета Мюнхен – Киев неумолим. Из ставшей родной М3 с номерным знаком пересаживаюсь в 325i Coupe. Нет, за руль, пожалуй, не сяду. Пусть останется это послевкусие…
Четверть века на M3
В 1986 году появилось первое поколение M3, созданное спортивным подразделением BMW M GmbH. Модель с кузовом E30 оснащалась мотором 2,3-2,5 л (200–238 л. с.). Это поколение выпускалось до 1991 года в виде купе (его еще называли 2-дверный седан) и кабриолета. В 1992-м стартует новое поколение с кузовом E36 (седан, купе и кабриолет). Под капотом уже не 4-цилиндровый двигатель, как у предшественника, а рядная «шестерка» 3,2 л (286–321 л. с.). Такая схема использовалась и в BMW M3 E46 с моторами 3,3 л (343–360 л. с.). Они производились с 2000 по 2006 год с кузовами купе и кабриолет. В 2007-м появился новый M3 с кузовом E92 (купе), Е93 (кабриолет) и Е90 (седан). Их отличительная особенность – мотор V8 4,0-4,4 л (420–450 л. с.). Что же ждет M3 в свете экологического тренда развития? Очевидно, это будет авто с меньшим по объему, но турбированным двигателем.
BMW E30 | BMW E36 |
BMW E46 |
Как можно экономить
Перед тем как отправиться к месту теста M3, где жгли бензин без тени сожаления, мы преодолели путь в 700 км от Мюнхена до Баден-Бадена на BMW 325i Coupe, стараясь маскимально сэкономить топливо. Под капотом – 3,0-литровый мотор.Чтобы он «ел» как можно меньше, придерживаемся основных правил экономичной езды. Пользуясь этим правилом, нам удалось добиться от BMW 325i Coupe расхода топлива в 6,3 л/100 км. Хотя и при менее аккуратной езде, которая ближе к ежедневному стилю, расход горючего не превысил 8,5 л/100 км даже с учетом движения по автобану на скорости 180–200 км/ч.
Подготовка
- Проверяем давление в шинах (желательно раз в три недели).
- Снимаем поперечные рейлинги с крыши, если они не нужны.
- Убираем все, что не нужно ежедневно, из багажника авто. Лишний вес – лишний расход.
Вождение
- Не используем без необходимости электрооборудование и кондиционер. Проще приоткрыть окно на невысокой скорости, чтобы охладить салон.
- Начинаем движение без прогрева.
- При езде прогнозируем смену обстановки: переключения светофора, изменение дистанции…
- Рано переходим на высшую передачу. При последующих переключениях следим за маршрутным компьютером.
- Разгоняемся интенсивно с нажатием акселератора на 2/3 хода. Это самый эффективный и экономный режим.
- Стараемся максимально часто отпускать педаль газа. В отличие от езды на «нейтрали» при этом отключается подача топлива.
Резюме
Кузов и комфорт | |
Салон M3 довольно вместителен и комфортен. | Крыша обшита алькантарой, карбоновая полоса на торпедо, рычаг из полированного алюминия – этого дорогого арсенала просто не замечаешь. |
Силовой агрегат и динамика | |
Машина отлично сбалансирована. Мощный мотор, очень быстрая роботизированная коробка передач – это хорошо. Но еще важнее то, как настроены рулевое управление, тормоза. С их помощью, сидя в M3, дорогу чувствуешь будто кончиками пальцев. | Боевой расход топлива в 30 л/100 км и объем бака в 63 л заставляют заезжать на заправку с такой частотой, что впору запомнить всех работников АЗС по именам. |
Финансы и оснащение | |
Есть все, чтобы получать удовольствие от ежедневной и трековой езды. | Содержать такой автомобиль не дешево: расходники, топливо, обслуживание… |
BMW M3 | |
Общие данные | |
Тип кузова | купе |
Дверей/мест | 2/4 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4615/1976/1418 |
База, мм | 2761 |
Колея передн./задн., мм | 1538/1539 |
Клиренс, мм | 120 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1655/2080 |
Объем багажника, л | 430 |
Объем бака, л | 63 |
Двигатель | |
Тип | бенз. с распр. впр. |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | V8/4 |
Объем, см куб. | 3999 |
Мощность, кВт(л. с.)/об/мин | 309(420)/8300 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 400/3900 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП | 7-ст. робот. |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. вент. |
Подвеска передняя/задняя | независ./независ. |
Усилитель | гидро |
Шины передние/ | 245/40 R18 |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 250 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 4,8 |
Расх. трасса–город, л/100 км | 9,3–17,7 |
Гарантия, лет/км | 2/без огр. проб. |
Mин. стоим., грн.* | 987 310 |
*По курсу НБУ на 01.06.2011 г. |