Советы автошкольникам
Хотя автомобили за последние годы существенно модернизировались, программа обучения водителей в отечественных автошколах не менялась десятилетиями. Мы предлагаем несколько ноу-хау, «подсмотренных» в зарубежных автошколах.
Хотя автомобили за последние годы существенно модернизировались, программа обучения водителей в отечественных автошколах не менялась десятилетиями. Мы предлагаем несколько ноу-хау, «подсмотренных» в зарубежных автошколах.
«Автомат» или «механика»?
Все знают: чтобы стать полноценным водителем, нужно учиться ездить на авто с механической, т. е. ручной коробкой переключения передач. Так, собственно, и делают в наших автошколах, где 99% машин оснащены МКП. Однако недавно нам стал известен другой опыт обучения вождению. Сначала студента автошколы сажают за руль автомобиля с «автоматом», и он учится чувствовать габариты машины, особенности работы рулем и педалями газа и тормоза. И только когда он приобретает определенные навыки, его отправляют за руль авто с «механикой». Здесь ему меньше приходится отвлекаться на то, что отработано почти до автоматизма, а больше внимания уделять чувствительности педали сцепления, режимам работы мотора и особенностям переключения передач. Такое разделение снижает фактор шока, когда студенту необходимо одновременно рулить, управлять тремя педалями, манипулировать рычагом КП и смотреть в зеркала заднего вида. Кроме того, по окончании такого обучения выпускник автошколы владеет навыками вождения машины как с «автоматом», так и с «механикой».
«Габаритная» подготовка
Важный момент при езде в плотных транспортных потоках – чувствовать габариты автомобиля. В машинах с низкой посадкой и другими особенностями кузова это становится серьезной проблемой. С недавних пор новоиспеченные водители решают ее с помощью систем парковки. Но если сзади они весьма кстати, то впереди их регулярный писк часто вызывает раздражение. Альтернативой датчикам парковки могут быть габаритные усы-антенны. Такие аксессуары в советские времена устанавливались на крыльях стареньких КрАЗов и ЗИЛов. Подобные усы ставятся и на современные легковушки, более того – их можно оформить в стиле конкретной марки.
Автомобиль: чужой или свой?
На каком автомобиле учиться вождению? Особых вариантов нет – в каждой автошколе есть свои машины. Однако при этом существует серьезная проблема – уровень автомобилей, на которых нас учат ездить и которые мы покупаем для себя, может существенно отличаться. Вот и получается, что выпускник автошколы, едва научившийся трогаться с места и управлять учебной машиной, сев за руль другого автомобиля, совсем его не чувствует – не слышит двигатель, «врубает» передачи, как в «учебке», неправильно дозирует усилие на педали тормоза и т. п. В результате новоиспеченный водитель становится потенциальным клиентом страховой компании. Так что при возможности все-таки лучше учиться ездить на собственной машине.
Зима – лето
Еще одна проблема, с которой сталкиваются выпускники автошкол, – неспособность правильно выбирать стиль вождения при разных дорожных и погодных условиях. Вот почему в странах с полноценными зимами программа обучения предполагает два этапа – летний и зимний. Причем в летний и зимний периоды студенты на специальных треках учатся ездить на сухом и мокром асфальте, по льду и снегу, а также изучают разницу в управляемости автомобиля, «обутого» в летние и зимние шины. Кроме того, они получают возможность ощутить эффект аквапланирования и многое другое. Только приобретя такой многогранный опыт, студент сдает экзамены и становится полноценным водителем, чувствующим автомобиль и знающим, какие опасности его подстерегают на дороге. У нас так не учат, и по собственной инициативе автошколы вряд ли перейдут на такую программу обучения, поэтому можно обратиться за дополнительной помощью в школы водительского мастерства.