Busworld Kortrijk’2011: Автобусная Мекка
С 21 по 26 октября в небольшом бельгийском городе Кортрейк прошел крупнейший международный автобусный салон – Busworld Kortrijk’2011. Помимо множества состоявшихся здесь премьер, на выставке традиционно объявлен победитель конкурса «Туристический автобус года».
С 21 по 26 октября в небольшом бельгийском городе Кортрейк прошел крупнейший международный автобусный салон – Busworld Kortrijk’2011. Помимо множества состоявшихся здесь премьер, на выставке традиционно объявлен победитель конкурса «Туристический автобус года».
Нынешняя выставка была 21-й по счету и праздновала юбилей, 40 лет с момента основания. В этом году в Кортрейк съехались свыше 350 производителей из 22 стран, в том числе представители пяти автобусостроительных предприятий Китая. Постсоветское пространство представляли только две фирмы – наш «ЛАЗ» и российский «Волжанин». За шесть дней салон принял свыше 25 тысяч посетителей.
Mercedes-Benz В Кортрейке прошла мировая премьера лайнера Mercedes-Benz Travego в исполнении Edition 1. На машине стоит турбодизель стандарта Евро 6 – впервые среди туристических автобусов. Агрегат OM 471 (12,8 л) развивает 478 л. с. и позаимствован у новейшего грузовика Mercedes-Benz Actros. Мотор оснащен передовой системой впрыска X-Pulse и системой очистки отработавших газов SCR-Ablue. Новая и коробка – 8-ступенчатый «автомат» Power Shift GO250-8. Кстати, джойстик КП на передней панели уступил место подрулевому переключателю. Появилась система Attention Assist, которая не дает водителю уснуть: с помощью датчиков следит за углом поворота руля, скоростью, продольным и горизонтальным ускорением и др., а в случае ослабления концентрации внимания подает водителю сигнал тревоги.
Вторая новинка – низкопольный городской автобус Сitaro слeдующего поколения. Машина получила новый кузов – с иными фарами, увеличенной площадью бокового остекления и динамичными надкрылками. Внутри него установлен пространственный каркас с улучшенной пассивной безопасностью: он отвечает вводимому с 2017 года стандарту на опрокидывание ECE R66/01. Новый Сitarо стал первым низкопольным автобусом с системой стабилизации ESP. Турбодизели – стандарта EEV: 6,37 л, OM 906 hLA (286 л. с.) или OM 457 hLA, объемом 12 л (299 или 354 л. с.). С двигателями предлагается 6-ступенчатый «автомат» ZF Ecolife.
VDL Bus & Coach На стенде компании царила праздничная атмосфера – автобус VDL Futura был удостоен почетного звания Сoach of the Year 2012 («Туристический автобус 2012 года»). Мировой дебют машины состоялся прошлой осенью на автосалоне в Ганновере, где, кстати, еще один VDL, низкопольник Сitea, также получил награду как лучший городской автобус – Bus of the Year 2011. Победителя определяло жюри, состоящее из журналистов 19-ти стран Евросоюза. Соперниками VDL Futura были пять других претендентов: машины марок Scania, Viseon, Volvo, Setra и Irizar. Чем же так привлек VDL Futura? Во-первых, отличными ходовыми характеристиками и четкой работой автоматической коробки передач AS-Tronic. Во-вторых, хорошей маневренностью. И, в-третьих, малой снаряженной массой двухосной машины, что, помимо улучшения экономичности, позволило разместить в 12,9-метровой модели 57 пассажиров и уложиться в международные весовые рамки.
Van Hool Старейший бельгийский производитель автобусов презентовал целую гамму туристических машин TX. Названия моделей взяли у предшественников T9 – Alicron, Acron, Astron, Astronef, Altano и двухпалубника Astromega. Это машины длиной от 10,5 до 14,1м и пассажировместимостью от 41 до 63 человек. Все модели получили новый дизайн – с характерным изогнутым оконным молдингом из нержавеющей стали. Новые светоблоки имеют дневную подсветку на светодиодах (LED). Водитель оценит новый джойстик КП AS-Tronic. В перспективе автобусы укомплектуют двигателями стандарта Евро 6. А представленные на выставке машины семейства TX были оснащены турбодизелями DAF стандарта EEV мощностью от 462 до 510 л. с.
Вызвала интерес еще одна новинка – городская машина Exqui City для скоростного автобусного сообщения (BRT). Она построена на мультиплатформе Multi Propulsion Platform и предлагается с различными силовыми установками: как троллейбус, дизель-электрический гибрид, гибрид на топливных элементах, а также электробус. Машина может быть двухсекционной длиной 18 м и трехсекционной – 24 м. С момента ее первого, весеннего показа на транспортном форуме в Дубаи уже продано 39 штук.
Scania В Кортрейке состоялся мировой дебют низкопольной модели Scania CityWide, пришедшей на смену автобусу OmniCity. Новинку привезли в двух модификациях: городской LF (Low Floor) – c низким полом по всей длине салона, и пригородной LE (Low Entrance) – cо ступенчатым полом в задней части. Модельный ряд состоит из двухосных и трехосных машин длиной от 12 до 15 м, а также 18-метровых «гармошек». Кузов, как и у предшественника, изготовлен из алюминия. Автобус оснащается 9,0-литровыми двигателями стандарта ЕЕV. Во-первых, это дизельные/биодизельные агрегаты в 230, 280 или 320 л. с., во-вторых, двигатель, работающий на биоэтаноле (270 л. с.), а также два агрегата в 270 или 305 л. с., потребляющих природный газ или биогаз. С ними будет комплектоваться 8-ступенчатая автоматизированная КП Opticruise. Машина Scania СityWide будет выпускаться на польском заводе в городе Слупске.
Volvo Bus Компания привезла на салон мировую премьеру – низкопольный автобус Volvo 7900 с гибридной силовой установкой, пришедший на смену Volvo 7700. Машина предлагается в двух вариантах: 12-метровом и сочлененном, 18-метровом. По конструкции автобус на 70% унифицирован с пригородным низкопольником Volvo 8900, дебютировавшим год назад. Каркас кузова и крыша машины изготовлены из алюминия, а боковины – из стеклопластика. В результате автобус стал легче на 550 кг. Новинка укомплектована пятилитровым дизельным двигателем, электромотором в 120 кВт, литий-ионными батареями и автоматизированной КП Volvo I-Shift. Дизельные же варианты Volvo 7900 оснащаются моторами D9B (Евро 5 или EEV) в 260, 310 или 360 л. с. Возможен и двигатель на сжатом газе – G9B в 300 л. с. Все эти машины комплектуются АКП марок ZF или Voith.
MAN – Neoplan Компания MAN презентовала городской автобус Lion’s City с двигателем Евро 6. Машина дебютировала с турбодизелем D2066 LOH мощностью 320 л. с. Среди его конструктивных особенностей двухступенчатый турбонаддув, система впрыска Common Rail третьего поколения, система рециркуляции отработавших газов AGR, а также селективный катализатор SCRT. Последний, помимо системы очистки выхлопных газов SCR-AdBlue, включает также окислительный катализатор и сажевый фильтр с непрерывной генерацией (СRT). В продажу новинка поступит в 2013 году, а до конца 2012-го MAN переведет на Евро 6 все свои туристические автобусы.
Главная премьера от Neoplan – двухэтажный «турист» Skyliner следующего, 15-го поколения. В отличие от показанной на выставке IAA’2010 (cм. «КА» №11’2010) машина представлена как серийная. Дизайн кузова решен в новом корпоративном стиле Sharp Cut. Впервые среди двухэтажных автобусов Skyliner комплектуется активной подвеской колес (СDS) с регулируемыми по жесткости амортизаторами. Он может перевозить до 83 человек и оснащается 505-сильным турбодизелем стандарта EEV.
Irisbus На стенде итальянского автобусного объединения Irisbus презентовали топ-версию флагманской модели – Magelys Pro. Машина получила новые фары с LED-подсветкой, изготовленные из алюминия молдинги под лобовым стеклом и крышку моторного отсека. Предлагаются две версии по длине: 12,2 м (53 места) и 12,8 м (57 мест). Двигатель – IVECO Cursor 10 стандарта Евро 5 (380 л. с.). Коробка – 6-ступенчатая, ZF 6S.
Вторая новинка – междугородный автобус Сrossway в новой, укороченной до 10,8 м версии LE (Low Entry). Модель оснащена турбодизелем Tector 5,9 л стандарта EEV (264 л. с.) и 4-ступенчатым «автоматом» Voith. Предлагается в двух- или трехдверных версиях – с салоном на 72–76 мест соответственно (сид. 39–41) или 88-98 мест (сид. 27–29). Еще новинка – низкопольник Citelys с гибридной силовой установкой, показанный в отличие от выставки IAA’2010 уже как серийная модель.
Solaris Польская компания Solaris, отметившая в этом году свое 15-летие, привезла в Кортрейк электробус Urbino Electric. Машина длиной 8,9 м и с салоном на 26 мест может проехать без подзарядки 100 км со скоростью до 50 км/ч. Ее приводит в движение 120-килловатный электромотор, подзаряжаемый от двух никель-ионных аккумуляторов. Несмотря на то, что каждая из батарей весит по 700 кг, Urbino Electric всего на 350 кг тяжелее дизельного. Все дело в облегченном кузове с боковинами из фибергласса, армированного карбоном, и с алюминиевой крышей. В производство электробус запустят в 2013 году.
Tata Hispano На совместном стенде двух компаний (недавно индийский производитель Tata Motors купил испанское кузовное ателье Hispano Carrocerа) состоялась мировая премьера низкопольного автобуса Area с гибридной газо-электрической силовой установкой. Машина разработана совместно с компанией Siemens, которая, в частности, предоставила электромотор в 190 кВт. Последний работает в паре со 195-сильным двигателем на сжатом газе – Сummins BGeEV. В комплект также входят две литий-ионные батареи (134 кВт, 600 В). Рядом стоял еще один городской гибрид – дизель-электрический. Были показаны и другие новинки: туристические модели Naya (шасси Volvo) и Xenus (Mercedes-Benz) и междугородная Inrea (IVECO).
ЛАЗ Украину в Кортрейке представлял ЛАЗ – с двумя моделями СityLAZ экологического cтандарта EEV. На крыше одной из них выступал «горб»: машина была оснащена двигателем на сжатом газе – MAN E0836 LOH01 (280 л. с.). Запаса баллонов хватает на 500 км. На другом «сити» был установлен 290-сильный турбодизель MAN D0836 LOH70.