Электромобиль Mitsubishi i-MiEV: Секреты электротяги
Чем обеспечиваются замечательные характеристики электромобилей, которые приводят в рекламных буклетах их производители? Мы заглянули под облицовку типичного представителя этого пока немногочисленного класса – компактного хэтчбека Mitsubishi i-MiEV.
Чем обеспечиваются замечательные характеристики электромобилей, которые приводят в рекламных буклетах их производители? Мы заглянули под облицовку типичного представителя этого пока немногочисленного класса – компактного хэтчбека Mitsubishi i-MiEV.
Что мы знаем об электромобилях, кроме того, что у них есть электродвигатель и батарея, а также что их «заправка» обходится в разы дешевле, чем машин с ДВС? А ведь у новомодных «электричек» достаточно своих, специфических блоков и узлов, причем от совершенства каждого из них зависят принципиально важные характеристики электрокаров. Обычно прежде всего имеют в виду запас хода и время зарядки батареи, но, помимо этого, удачный электромобиль может иметь немало преимуществ перед своими бензиновыми и дизельными «собратьями».
К примеру, у современного электрокара есть все предпосылки обладать малым перечнем работ по регламентному обслуживанию и увеличенным межсервисным интервалом. Также эти транспортные средства могут быть более комфортабельными и тихими, если не сказать – бесшумными.
Ходовая часть
Шасси не отличается от аналогичного у авто с ДВС, только шины применяются энергосберегающие: узкие, с пониженным сопротивлением качению. Подвеска обеспечивает нормальную управляемость на паспортной скорости до 130 км/ч.
Безопасность
На дороге i-MiEV динамичнее некоторых машин с ДВС: разгон до 80 км – за 10,6 с, до 100 км/ч – за 15,9 с. Расположение батареи (230 кг) под полом салона обеспечивает хорошую управляемость, хотя в целом электромобиль (сухая масса 1100 кг) тяжелее аналогов с ДВС. Защиту батареи (330 В, 16 кВт/ч) и кабелей от повреждений гарантируют мощный корпус АКБ и силовой каркас кузова, внутри которого она помещена. Длина высоковольтной проводки максимально сокращена, вся она водонепроницаема. В случае ДТП специальный датчик тут же отключает батарею. Электромобиль имеет 4 подушки безопасности, светодиодные задние габариты и стоп-сигналы, фары головного света с особым распределением составляющих светового луча. За безопасность i-MiEV получил 4 звезды EuroNCAP.
Ресурс
На испытаниях перед запуском в серию i-MiEV прошли по 300–500 тыс. км. Предоставляется гарантия на три года, причем первые два года пробег не ограничен, третий – до 100 тыс. км. После 1000 циклов заряда-разряда (что соответствует 150 тыс. км пробега) в условиях от -5 до +50 градусов батарея должна сохранить 80–85% своей работоспособности – даже если она все время заряжалась от «быстрого» устройства током 125 А.
Комфорт
i-MiEV работает настолько тихо, что машину пришлось оборудовать звукоимитатором, который при движении на малой скорости предупреждает пешеходов о приближении авто. Уровень вибраций и внутренних шумов также близок к нулю. Есть усилитель руля, управление режимами движения – селектором, подобным ручке АКП. В 4-местном салоне – кондиционер и отопитель, подогрев сидений. Ради экономии энергии тяговой батареи рекомендуется прогревать или охлаждать салон, еще когда авто подключено к зарядному устройству. Для этого предусмотрен дистанционный контроль климатической установки и функция программирования.
Запас хода
Заявленный пробег на полностью заряженной батарее – 150 км, при этом повышение скорости до 100 км/ч сокращает пробег на 48%. Также сокращает пробег работа кондиционера и отопителя. Эксплуатировать машину в морозы можно, но парковаться лучше в теплом гараже: при минус 15 градусах отдача АКБ падает, при морозах 25–30 градусов ее эффективность снижается на 50%, а утром при такой температуре машина может не «ожить». Время зарядки от бытовой сети 6–8 часов, от устройства ускоренного заряда – 30 мин. (АКБ зарядится на 80%). При минус 15° время подзарядки увеличивается на 2-3 часа.
Компоновка
Компактность силового агрегата позволяет размещать его в непривычных местах: в багажнике, под полом кузова. Благодаря этому конструкторы выделяют дополнительное место для пассажиров и груза, получают больше свободы в борьбе за пассивную безопасность. У i-MiEV под полом багажника (который остался полноценным – 235/860 л) поместились электромотор, редуктор с главной передачей, инвертор и бортовое зарядное устройство.
Вместимость электромобиля Mitsubishi i-MiEV никак не изменилась по сравнению с его бензиновым аналогом Mitsubishi i. |
Силовой агрегат
Совершенная конструкция электромотора (синхронного типа с постоянными магнитами из неодимового сплава) обеспечивает компактность и высокие характеристики (64 л. с. при 3000–8000 об/мин, 180 Нм при 0–2000 об/мин. Мотор может работать как генератор (рекуперация), при замедлении возвращая энергию в расположенный под полом салона аккумулятор. Три режима работы двигателя (комфортный, экономичный, динамичный) помогают использовать энергию рационально. Инвертор, установленный между мотором и батареей, изменяет частоту и другие параметры тока для управления двигателем: снижает и повышает обороты, переводит в режим рекуперации, дает реверс для заднего хода. Он же преобразовывает постоянный ток батареи в переменный ток для питания мотора и наоборот. Вместо коробки передач – простейший одноступенчатый редуктор и главная передача с дифференциалом.