Утилизация авто: опыт Евросоюза
Недавно в Украине был принят закон, касающийся утилизации авто. Это еще один важный шаг к евроинтеграции.
Недавно в Украине был принят закон, касающийся утилизации авто. Это еще один важный шаг к евроинтеграции, хотя многие его пункты вызвали горячие дискуссии среди автопроизводителей и импортеров. Мы попытались разобраться, как c этим обстоит дело в странах Европы, где ежегодно утилизируется около 35 млн. авто.
За последние несколько десятилетий в большинстве промышленно развитых стран были организованы системы сбора и вторичной переработки отслуживших машин и изношенных автомобильных деталей (autorecycling – авторециклинг).
На сегодняшний день законы об авторециклинге приняты более чем в 60 странах мира. В этой отрасли занято порядка 1 млн. человек. Обращение с отходами четко регламентируется и контролируется государственными органами, а также регулируется экономически – предприятия несут ответственность за переработку выпущенной ими продукции. Необходимые средства на переработку отходов выделяются государством за счет сбора налогов с импортеров и владельцев авто и аккумулируются в специальных экологических фондах на местном и общенациональном уровне.
Утилизация авто имеет требования и положения, Значительная доля которых распространяется на производителей авто. В частности, они должны выполнять установленные ограничения по использованию вредных веществ, а также предоставлять специальные каталоги по рециклингу, руководства по сливу технических жидкостей и демонтажу компонентов отслужившей машины. Кроме того, с 15 декабря 2008 года в ЕС действует требование, согласно которому при одобрении нового типа автомобиля его производитель должен доказать, что утилизация авто обеспечивает снижение не менее 95% массы машины, а коэффициент вторичной переработки – минимум 85%.
Развитие инфраструктуры
Общая масса ежегодно поступающих на переработку отслуживших автомобилей в странах ЕС составляет более 10 млн. тонн. В Германии сеть по сбору и утилизации авто состоит из более 15 тысяч пунктов приема, 1200 фирм разборки и демонтажа, а также 47 шредерных заводов. В Англии этим процессом занимаются около 2,5 тысячи предприятий и 37 шредеров. В системе авторециклинга Франции задействовано около 2 тысяч предприятий и 54 шредера. Если в 2000 году в 15 странах ЕС функционировало 205 шредерных установок, то в 2010-м их число увеличилось до 276. Всего в 27 странах ЕС по состоянию на конец 2010 года работало около 313 шредерных установок.
Произвел? Утилизируй!
Сегодня в Европе и США ответственность за утилизацию старого авто несет не столько его собственник, сколько производитель. Опыт многих стран ЕС показал, что утилизация авто и сдача машины на нее должна осуществляться бесплатно для владельца транспортного средства. В настоящее время практически все ведущие производители авто за рубежом связаны добровольными соглашениями, касающимися последующей утилизации автомобилей. Так, с 1994 года действует соглашение между компаниями BMW, Fiat и Renault, в соответствии с которым каждая из них организует переработку машин этих трех марок у себя в стране.
Большинство мировых автопроизводителей уже на стадии проектирования новых моделей закладывают в их конструкцию требования утилизационных норм. Например, в BMW удается использовать повторно почти 95% материалов. Масло, антифриз, бензин идут на переработку или в качестве топлива на ТЭЦ компании. Демонтированные элементы, пригодные как запчасти, продаются примерно вдвое дешевле новых. Разделенные по видам материала детали измельчаются, прессуются и идут в переплавку, мелкие пластиковые детали, разборка которых является трудоемким процессом, – на топливо. Немецкие коллеги из Daimler устанавливают на все детали, которые должны быть повторно переработаны после снятия с авто, специальный знак, означающий пригодность к рециклингу, а также кодовый номер вида используемого сырья.
Процесс утилизации авто проходит в несколько этапов | |
Слив техжидкостей | Разборка |
Прессовка кузова | Дальше металл отправляется на переплавку |
Индивидуальный подход
За последние годы было принято множество постановлений и директив ЕС, национальных законов европейских стран, устанавливающих нормативы и требования по организации системы авторециклинга и обеспечения утилизации авто, автомобильных компонентов и материалов. Многие положения носят унифицированный характер, обязательный для всех государств Евросоюза, вместе с тем, отдельные моменты по организации и финансированию авторециклинга могут отличаться.
Украинские реалии
Сегодня еще рано говорить о полностью сформированной экологической политике в Украине в части утилизации авто, снятого с эксплуатации. Естественно, что предложенные ставки экологического налога в нашей стране будут уменьшаться по мере создания и загрузки утилизационных сетей. Также этот сбор должен выполнять роль основного источника формирования фонда выплат утилизационных бонусов автовладельцам, которые с большей охотой и выгодой будут менять старый автомобиль на новый, и эффективного барьера на пути ввоза в страну автотранспорта, бывшего в употреблении.
Утилизация авто: особенности ЕС…
Германия
Кроме законодательного обязательства приема и утилизации старых авто на бесплатной основе для конечного потребителя, в Германии принят закон, согласно которому выполняются требования относительно комплектации авто с 1 января 2006 г. на 85%, а с 1 января 2015 г. – на 95% из материалов, поддающихся вторичному использованию.
Франция
В соответствии с декретом правительства, а также положением Кодекса Франции про окружающую среду, в стране создана сеть специализированных центров по утилизации авто из расчета 7 центров на 1,5 млн. населения. Она обеспечивается информационной, технологической и в некоторых случаях финансовой поддержкой со стороны автопроизводителей. Каждый владелец авто, пришедшего в негодность, обязан передать его на утилизацию в сертифицированный центр. В противном случае законодательством предусмотрен штраф в размере 75 тыс. евро и 2 года заключения. Такое же наказание предусмотрено за проведение утилизации авто в неразрешенных местах и организациями, не имеющими на это права.
Швейцария
В Швейцарии создан специальный Фонд-предприятие под названием Auto Recycling Suisse, который уполномочен осуществлять утилизацию автомобилей, непригодных для использования.
Польша
С 1 января 2006 года в Польше действует налог на утилизацию в размере 500 злотых за каждое ТС, ввезенное на территорию страны. Указанные средства идут на счет Национального фонда охраны окружающей среды и водного хозяйства.
Норвегия
В Норвегии покупатель транспортного средства обязан заплатить одноразовый сбор в размере 2000 норвежских крон (примерно $350). Эта сумма возвращается владельцу ТС при передаче его на утилизацию.
Австрия
Утилизация авто в австрийском законодательстве имеет несколько категорий экологических налогов: на грузовики – ставка налога зависит от полной массы машины (от 1,55 до 1,90 евро за каждую тонну в месяц), налогообложению по шкале полной массы подлежат также грузовые прицепы, на нормативное использование топлива – оплачивается одноразово в момент покупки нового авто, страховой налог на моторизованные ТС полной массой до 3,5 тонны (годовые ставки налога в зависимости от мощности мотора составляют от 66 до 943,80 евро).
Бельгия
В Бельгии владельцы легковых машин платят дорожный налог по следующей формуле: 799 см³ – 84 евро/год, 800–2499 см³ – 148 евро/год и от 2500 см³ – 208 евро/год. Утилизационный сбор для автомобилей закладывается в дорожный налог. Утилизация автомобиля осуществляется в специализированном пункте – государственном или частном, который имеет государственную лицензию.
Нидерланды
В Нидерландах удалось сформировать наиболее удачную и эффективную систему утилизации авто, позволившую решить практически все проблемные вопросы, связанные с утилизацией отслуживших автомобилей. Средний коэффициент вторичной переработки машин в этой стране 96,2% – самый высокий в мире. При первой постановке на учет каждого нового авто платится утилизационный сбор в размере 45 евро. Распорядителем полученных в виде утилизационного сбора средств является Центр экспертизы и утилизации ARN, который объединяет почти 300 специализированных центров по всей стране.
Эстония
В Эстонии пока отсутствует экологический налог на утилизацию снятых с эксплуатации авто, а есть только Закон про налог на грузовые машины.
… и в Украине
У нас базовая ставка сбора для легковушек составит 5,5 тыс. грн., а для грузовых машин, автобусов и спецтехники – 11 тыс. грн. Итоговая сумма утилизационного сбора будет зависеть от специального коэффициента, который определяется объемом двигателя и возрастом ввозимого авто. Для новых легковых автомобилей сумма сбора будет колебаться от 4,73 до 30,2 тыс. грн., а для машин старше трех лет – от 29,1 до 192,5 тыс. грн. Для новых грузовиков, автобусов и спецтехники она составит от 19 до 110,2 тыс. грн., а для подержанных – от 33,4 до 448,4 тыс. грн.