
Volkswagen Transporter 8 марта исполнилось 75 лет
В этот день, 8 марта 1950 года с конвейера завода Volkswagen в Вольфсбурге сошел самый первый развозной автомобиль cемейства Transporter. Машина получила внутрифирменное обозначение Type 2, так как Type 1 было закреплено за Volkswagen Beetle. Коммерческую модели хотели дать имя Bulli, но патентное бюро отказало, так как такое название уже было зарегистрировано за снегоуборочной техникой.
Transporter длиной 4,1 м имел довольно вместительный грузовой отсек – 4,5 кубометра. В задней части был установлен 4-цилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения. Сначала он развивал 25 л. с. и обеспечивал максимальную скорость 80 км/ч. Позже появилась версия в 44 л. с., «максималка» возросла до 105 км/ч.
Первые Transporter были чисто грузовыми фургонами, без боковых окон сзади. Но уже в апреле 1950 года дебютирует версия Kombi с застекленным салоном, а за ней – микроавтобус и машина с бортовой платформой.
В июне 1951-го появляется 10-местный микроавтобус Samba, который имел до 23 окон, двухцветную окраску и панорамную складную крышу. В 1956 году производство Transporter перенесли на завод в Ганновер. А 2 октября 1962-го с конвейера сошел миллионный экземпляр.
В июле 1967 года на смену T1 пришел Т2. Машин первого поколения в Германии изготовили 1,8 млн экз, а их производство в Бразилии продолжалось до 1975 года. Сегодня T1 очень ценятся у коллекционеров и цены на них нередко достигают шестизначной отметки в евро.
Модель T2 получила иную переднюю часть: уже не V-образную, а с горизонтальными мотивами; появилось цельное, панорамное ветровое стекло; существенно увеличилась площадь боковых окон. При той же колесной базе 2,40 м общая длина возросла на 20 см, что сделало машину вместительнее. В стандартное оснащение вошла боковая сдвижная дверь.
В 1978 году в Ганновере изготовили 4,5-миллионный Transporter. Что же касается модели T2, то до 1979 года ее выпустили в количестве около 2,2 млн ед. В дальнейшем производство T2 было продолжено в Мексике: до 1987 года здесь собирали машины с оппозитными «воздушниками», а до 1996 года – с моторами водяного охлаждения. А в Бразилии до 2013 года в общей сложности изготовили 355 тыс. машин T2 – последние 1200 ед. выпустили в прощальном исполнении «56 Anos Kombi».
В 1979 году дебютировал T3 – самый угловатый из «транспортеров» VW. Машина стала вместительнее, улучшилась пассивная безопасность. Именно третье поколение стало родоначальником моделей California и Multivan. Сперва предлагались только оппозитные «воздушники» в 50 и 70 л. с. В 1981 году появились дизели с водяным охлаждением, мощностью 60 и 78 л. с., а позже – и 112 л. с. А с 1985-го бензиновые моторы стали оснащать каталитическими нейтрализаторами, а дизели – турбонаддувом. В 1988 году появляется California собственного производства и этот кемпер сразу стал популярным – за первые 12 месяцев выпустили более 5000 ед. На основном заводе в Ганновере T3 выпускался до 1990 года, а на заводе в Граце (Австрия) – до 1992-го. Но дольше всего – до 2002 года – эти машины производили в ЮАР.
Появившийся в 1990 году Transpotrer четвертой генерации получили совершенно иную компоновку – с передним двигателем и передним приводом. Машина стала еще более просторной, особенно в задней части, где уже не было мотора. На выбор предлагались три бензиновых агрегата с водяным охлаждением – мощностью от 61 до 110 л. с. В 1993 году появляется версия с полным приводом – T4 Syncro (отметим, что Syncro был и на T3).
В 1995 году в составе Группы Volkswagen появляется бренд Volkswagen Commercial Vehicles. А на следующий год машины T3 получают 5-цилиндровый 2.5-литровый турбодизель – первый с непосредственным впрыском для Transporter. Также дебютирует 2,8-литровый агрегат VR6. В 1998 году мощность TDI достигает 151 л. с., а 6-цилиндрового мотора – 204 л. с. За 14 лет изготовили в общей сложности около 2 млн. авто.
В 2003 году вышел T5 – он обзавелся новым дизайном и стал самым просторным Transporter. Модель предстала в различных вариантах: фургон, машина с двойной кабиной, бортовой платформой, шасси под установку кузовов. По традиции на этой же базе также построили модели Caravelle, Multivan и California. В интерьере не обошлось без новаций – на приборной панели появился рычаг-джойстик КП. Машина получила турбодизели TDI с насос-форсунками, мощностью от 86 до 174 л. с., а также бензиновые агрегаты, развивающие от 115 л. с. до 235 «лошадок» (VR6). Дебютировала система полного привода 4MOTION, основанная не технологии многодискового сцепления.
В 2007 году Volkswaen наконец-то смог получить разрешение на использование названия Bulli. А через два года появились новые 4-цилиндровые турбодизели TDI c cистемой Common Rail мощностью до 180 л. с., а также бензиновые турбомоторы TSI с непосредственным впрыском – в 150 и 204 л. с. В течение 13 лет было выпущено порядка 2 млн машин семейства T5.
Автомобили следующей генерации – T6 появились в 2015 году. Машины были разделены на коммерческие – Transporter (фургон, бортовой, «комби»), микроавтобус Caravelle и семейные – Multivan и Сalifornia. Дебютировали четыре новых турбодизеля TDI и два бензиновых мотора TSI – все рабочим объемом 2,0 л. Эти агрегаты, мощностью от 84 до 204 л. с., в среднем экономили до 1 л топлива на 100 км. Система Start/Stop вошла в стандартное оснащение. Коробка передач предлагалась механическая, 5-ти/6-ступенчатая, либо роботизированная 7-ступенчатая DSG. Внимания заслуживает адаптивная система управления шасси DCC, устанавливаемая в качестве опции.
В 2019 году презентовали обновленное семейство – T6.1. Здесь впервые появилась цифровая приборная панель, а также мультимедийсная система с e-SIM, онлайн-сервисами и голосовым управлением.
Текущее поколение Multivan и Сalifornia, презентованное в 2021 и 2024 годах соответственно, построено на модульной платформе MQB. Здесь впервые применили подключаемый гибридный привод, а с конца 2024 года – и систему полного привода eHybrid 4MOTION с электромотором на заднем мосту. На машине стал доступен электрический стояночный кондиционер.
С 2022 года начался выпуск первых полностью электрических развозных фургонов Volkswaen – ID. Buzz и ID. Buzz Cargo. В 2024 году появилась версия с мотором 210 кВт и батареей емкостью 79 кВт.ч, а также длиннобазное исполнение с батареей 86 кВт.ч. Заслуживает внимание версия GTX – c двигателем 250 кВт (340 л. с.), самым мощным за всю историю Bulli. Модельная линейка сегодня также включает полноприводный ID. Buzz Cargo Pro 4MOTION и новые заднеприводные версии Freestyle и Pure – c мотором в 125 кВт и батареей на 59 кВт.ч.
Выпускаемые с 2024 года Transporter и Сaravelle нового, седьмого по счету поколения предлагаются в различных вариантах (фургон, «комби», машина с бортовой платформой), с двумя колесными базами и двумя исполнениями по высоте крыши на выбор. Caravelle доступен в качестве микроавтобуса на 8 или 9 мест. В Германии на машины в стандартной комплектации предоставляется 5-летняя гарантия. Автомобили могут комплектоваться турбодизелями, подключаемой гибридной или электрической системой привода.