Jeep Wrangler Rubicon: може посперечатися, але чи треба?
Сегодня у нас на тесте настоящая легенда, икона мира off-road, основатель класса гражданских внедорожников. И это не преувеличение, ведь речь идет о Jeep Wrangler. А вопрос, вынесенный в заголовок, прямо происходит от названия этого автомобиля, ведь переводится оно как “спорящий”. Но нужно ли спорить и что-либо доказывать, когда этот автомобиль говорить сам за себя?
Комплектации и цены
На украинском рынке официально предлагаются такие исполнения как Sahara Unlimited, Rubicon и Rubicon Unlimited. И для всех них возможен только единственный двигатель: турбированный 2-литровый, мощностью 272 лошадиные силы, работающий в паре с 8-ступенчатым “автоматом”.
Цена версии Sahara 2 988 700 грн (это примерно $72000), а Rubicon – 3 196 600 грн (то есть около $77000). Немало? Согласен. Сейчас попытаемся узнать, за что просить такие деньги. А ведь вопрос: сколько вы готовы отдать за легендарный, культовый автомобиль?
У нас на тесте длиннобазная версия Unlimited в модификации Rubicon – это наиболее подготовленная к бездорожью версия внедорожника, которая идет таковой сразу с завода. Эта модификация, названная по имени экстремально внедорожной трассы Rubicon Trail, была презентована для Wrangler в 2002 году.
История модели
Появлению этого автомобиля мы обязаны военным Willys часов Второй мировой войны. Именно на его основе в 1944-45 годах были построены первые гражданские модели, получившие сокращенное название CJ, то есть “гражданский джип”. И предназначались они в первую очередь для нужд сельского хозяйства и индустрии. Это был настоящий труженик, в перечне опций которого числились в том числе снегоочиститель, сварочный аппарат, плуг, косилка и много дополнительных функций. Благодаря крепкой и простой конструкции, а также механизму отбора мощности, CJ стал незаменимым помощником в хозяйстве и послевоенном восстановлении многих стран.
Стоит заметить, что под впечатлением Willys и его гражданской версии, другие автомобильные компании также приступили к производству концептуально схожих автомобилей. Именно так появились Land Rover Defender и Toyota Land Cruiser.
Что касается героя нашего рассказа, то только где-то в начале 60-х он стал большим автомобилем для досуга и внедорожных приключений. Появляются двигатели V6, а затем V8 и гражданские опции. К примеру, такие, как автомагнитола.
Имя Wrangler становится известным миру в 1986 году, вместе с новым поколением YJ, одним из характерных признаков которого были прямоугольные, а не круглые фары. Внедорожник нового поколения подражает всем главным чертам предшественника, оставаясь очень искусным, а часто и непревзойденным на бездорожье, но в то же время предлагает еще больше опций комфорта.
Дизайн
С какого ракурса на Jeep Wrangler не взгляни, он выглядит харизматично и грубо. И я уверен, что его владельцы кайфуют от такого стиля, ведь это история, и оригинальный стиль, который не с чем не спутаешь. Даже закрыть половину или более передней части – вы узнаете этот автомобиль!
Во время рестайлинга 2023 внешние изменения были сугубо косметические. Конечно, никто не осмелится трогать фирменные круглые фары (ныне это full LED оптика) и радиаторную решетку. На месте и крылья, прикрывающие выступающие колеса. Точнее даже сказать, что это не колея слишком широкая, а кузов немного сужен, потому что общая ширина внедорожника вполне типична – почти 1,9 метра.
Важно понимать, что многие элементы дизайна экстерьера имеют также и практическое значение. К примеру широкий бампер сразу имеет место для установки лебедки, которую, опять же, можно заказать сразу с завода. А можно взяться за тюнинг чуть позже, потому что разнообразных аксессуаров для Wrangler просто уйма! И если вы дружите с инструментом, механикой и любите “покрутить авто в гараже”, то некоторые из этих элементов можно установить самому.
Разбираем Wrangler
А можно и снять! Причем орудий и усилий для этого понадобиться не так уж много. Итак, перечислим. При определенном настроении и желании вы можете снять с Jeep Wrangler крышу (частично или полностью), переднюю и заднюю дверь и вдобавок откинуть вперед лобовое стекло. Таким образом из гражданского внедорожника вы получите багги, на котором можно очень весело провести свободное время.
Как трудно это сделать? Всё зависит от того, что именно вы собрались временно демонтировать. Легче всего снять половинки крыши, находящиеся над водителем и передним пассажиром. Отстегиваем четыре защелки, жмем снизу вверх и легко снимаем каждую из секций. Причем легко и в переносном и в прямом смысле: жесткий дах изготовлен из легких пластиков (внутри частно смотрится вроде пенопласта), и справиться с ними самому можно без всяких проблем.
Сложнее снимать дверь, но и здесь можно справиться самостоятельно. Вам понадобится не столько сила, сколько терпение, ведь выкручивать болты несколько скучно, особенно когда приключения зовут. Алгоритм здесь также максимально упрощен. Необходимо выкрутить по два болта на каждой двери, отсоединить разъем проводки и сбросить страховую петлю. Четыре подхода – и у вас почти готовы багги. А если и этого мало, то зовите кого-то на помощь и снимайте заднюю часть дахи (в нашем случае вместе с задними боковыми стеклами). Болты одному выкрутить не сладко, а вот сдвигать крышу надо уже вдвоем. Отметим, что вариантов даха может быть несколько: и полностью мягкий, и мягкий только в верхней части, и полностью жесткий в цвет кузова.
Также вдобавок можно откинуть и лобовое стекло, кстати оно здесь специальное, но для этого дополнительно нужно будет повозиться со стеклоочистителями, и потом уже положить стекло в раме вперед, на капот. Это не только дань истории, но и практическая польза при выполнении сложных упражнений во внедорожных состязаниях. Не думаю, что эта опция часто будет популярна, но вы будете знать, что она здесь есть. В конце концов кто еще из внедорожников так может?!
И “фишка” здесь не в том, что эти элементы можно снять (по большому желанию дверь можно снять в любой машине), а в том, что эта операция продумана для владельца – ее можно сделать легко, быстро и с помощью минимум инструмента, который к тому же идет в комплекте. И хотя я встречал Wrangler скажем так, в полуразобранном состоянии в городе (случился даже Gladiator, то есть пикап!), ехать без зеркал заднего вида (а они снимаются вместе с дверью) противоречить Правилам дорожного движения.
Но если забраться на специальный полигон… Многие владельцы Ренглер это периодически делают – покоряют ту самую сложную трассу Rubicon Trail! Она расположена на севере Калифорнии в горах Сьерра-Невада и внедорожники Jeep должны проехать общее расстояние примерно в 35 км, поднявшись до 2134 метров и преодолев кучу препятствий на своем пути. И недавно этот приключенческий путь отметил свое 70-летие! Сложность преодоления в сочетании с красотой природы сделала трассу Rubicon Trail культовой для каждого владельца Jeep. И, конечно, инженеры Jeep уже давно используют трассу Rubicon Trail для разработки и тестирования своих внедорожников, включая Jeep Wrangler. И значок на передних крыльях “Trail Rated” – это доказательство того, что модель прошла различные off-road испытания.
Салон и практичность
В салоне у меня возникло впечатление, что Wrangler не изменился по сравнению с предыдущими поколениями. Конечно, здесь стало гораздо комфортнее, но ключевые оригинальные элементы сохранены. Это и почти вертикальное лобовое стекло, и компактная передняя панель, и неширокий салон (помните о сужении кузова?). К нему нужно будет немного привыкнуть, ведь места по ширине здесь действительно не так чтобы много – слева водителя подпирает дверь, справо – подлокотник. Есть заметная особенность и в части органов управления – здесь нет традиционной площадки для отдыха левой ноги, и это заметно сразу. Привыкнуть к этому мне так и не удалось.
Но насколько здесь продуман и “крепок” стиль! Во-первых, кое-где встречается упоминание легендарного предка Willys, во-вторых, многие элементы выполнены нарочито грубо. Да, будто ими будут пользоваться в рабочих перчатках и не нажимать, а стучать с разгона. Из интересных решений – перенесены на центральную консоль стеклоподъемники, что вполне логично, чтобы облегчить дверь, а также “пустые” кнопки, выполненные в едином стиле и готовые к подключению любого дополнительного оборудования.
А самое главное мультимедийное оборудование – это новая информационно развлекательная система Uconnect-5 с прямоугольным экраном диагональю 12,3 дюйма. Четкая насыщенная графика, очень богатое (но вместе с тем логическое) меню, достаточно дополнительной информации в частности по off-road режимам, быстрые отзывы – эта система может похвастаться лучшими чертами в классе автомобильных девайсов. И, конечно, есть беспроводное подключение смартфона с помощью Apple CarPlay или Android Auto. Не уступает аудио составляющая. Система Alpine Premium имеет 8 динамиков (+ сабвуфер), часть которых расположена сверху.
Салон украшен красивой, устойчивой к “приключениям” кожей, а за интерьером легко ухаживать и буквально в прямом смысле мыть салон из шланга. А для того, чтобы вода стекала быстрее, инженеры продумали специальные сквозные отверстия в полу.На втором ряду ваш встречает удобный и мягкий диван, но будьте осторожны, чтобы не задеть при посадке поясницей дверные замки, потому что это будет ощутимо. Вообще, в обращении с Рэнглером нужно проявить немного ловкости и воли. Этот автомобиль любит “крепкую мужскую руку”, что особенно заметно во время движения (об этом чуть позже). Что касается опций комфорта для задних пассажиров, то есть дефлекторы обдува, по паре входов usb и type-c и розетка (150W) с возможностью подключения различных типов вилок.
Багажник открывается сначала с нижней части (она, кстати, выполнена из магниевого сплава!), на которой смонтировано запасное колесо, а уже потом поднимается стекло. Объем здесь немалый – 533 литра, а если сложить второй ряд, то образуется огромная ровная площадка. Его длина позволяет без проблем устроиться на ночлег взрослому человеку. Ведь этот автомобиль создан для приключений и исследований, и вы только представьте, что добравшись какой-нибудь отдаленной точки в горах или лесу вы сможете снять крышу и считайте заночевать под открытым небом. Из приятных мелочей здесь есть места для болтов (которые вы выкрутили, снимая дверь или крышу), при чем для каждого свое, так что не потеряются. Интересно реализована и камера заднего обзора, находящаяся по центру запаски. Думаете, для ее снятия нужно будет заморочиться? Совершенно нет – камера останется на металлическом держателе, на котором висит запаска. Да, продуманных практических решений в этом автомобиле много.
На дороге
Под алюминиевым капотом находится турбированная “четверка” объемом 2 литра и мощностью 272 л.с., которая агрегатируется с 8-ступенчатым “автоматом”. И это единственный тандем, который предлагается для официального Jeep Wrangler. Неплохо, но хватит ли двух литров для такого внедорожника снаряженной массой 2 тонны? Проверить это очень не терпелось.
Jeep Wrangler не только смотрится оригинально, но едет и управляется по-особому. На асфальте внедорожник не тряский, наоборот – мягкий и плавный. Иногда возникает впечатление, будто он плывет над дорогой. Да, есть небольшая раскачка, но она присуща всем рамным автомобилям, и к ней быстро привыкаешь.
Также есть определенная свобода в работе руля, акселератора, тормозов. К последним, например, придется привыкнуть, поскольку у нее достаточно большой свободный ход, и сначала кажется, что машина не тормозит. Так что протискиваешь педаль глубже и тогда уже внедорожник встает на дыбы. Но когда привыкнешь, дозировать усилия можно очень точно и останавливаться мягко. С акселератором схожая картина – он может задуматься при старте с места, и если начинаешь давить педаль, то может быть настоящий скачок вперед. Поэтому главное не делать резких движений и иметь немного терпения. Ну вы же понимаете, на таком авто не стоит суетиться.
Что касается динамики, то сначала я был настроен скептически. Казалось, имеющейся мощности на такой вес и габариты будет маловато и придется “пасти задних” в правых полосах потока. Но на практике Ренглер оказался довольно быстрым, и коробка охотно подхватывает намерение разогнаться. Ускорение происходит резво и нехватку мощности в городском трафике, даже динамическом, не чувствуешь. Но заметно, что для этого двигателя необходимо хорошо крутиться. А когда хочешь ехать динамично и прижимаешь акселератор (но не “в пол”), то благодарить настройки и турбину это ему удается, но стрелка тахометра сразу прыгает в район 4+ тысяч оборотов. То есть чтобы ехать быстро, двигатель нужно изрядно крутить и напрягать.
Казалось бы, вопрос может решить V6 Pentastar, но этот двигатель ненамного мощнее – 290 л.с. А крутящий момент и вообще будет меньше, ведь здесь у нас 400 Нм, а у “шестерки” даже немного меньше. А вот какой двигатель действительно может изменить характер Ренглера, это топовый V8 HEMI на 6.4 л и мощностью 470 л.с.
Габариты поначалу кажутся большими, но маневрировать и парковаться оказалось не сложно! Главное учитывать, что крылья у вас шире кузова. Но есть камеры, есть парктроники, есть хороший выворот колес, которая даже удивил своим углом поворота. Жаль только, что передняя камера сферическая и не дает четко почувствовать дистанцию, а камеры на 360 градусов нет.
Звукоизоляция улучшилась с рестайлингом, но все равно она здесь не такая, к которой мы привыкли во внедорожниках по такой цене. Но Ренглер – не обычный внедорожник, это фактически и джип, и багги, и кабриолет – все в одном. И за такое разнообразие приходится чем-то жертвовать. Вообще этот автомобиль дарит свои индивидуальные ощущения от поездки, но им надо именно управлять. Упасть в кресло и доехать из точки А в точку Б, едва держа руль одной рукой – это не о нем. Это авто любит уверенность и “крепкую хватку”. Конечно, здесь есть гидроусилитель, но как только ослабил хват на руле – Ренглер начинает сам выбирать себе путь. Этот внедорожник не будет делать что-либо за вас – только предоставлять свой потенциал и легко ассистировать.
На бездорожье
Наверное, чтобы полноценно испытать Jeep Rangler за пределами дорог, необходима трасса вроде “четыре сезона”, где можно было бы переезжать с лета в осенние грязи, затем в зимние сугробы, а затем в весенние паводки. Но, к сожалению, такой нет, а во время теста вообще была жара и сухо. Даже на специальном полигоне Offroadbrothers (за что им отдельное спасибо) Ренглер чувствовал себя совершенно спокойно и мог не привлечь весь свой внедорожный арсенал. А он здесь немаленький!
Начнем с того, что на модели появился автоматический полный привод, реализуемый с помощью многодисковой муфты. Это такой лайт вариант, если дорожные условия немного ухудшились. Далее есть режим постоянного полного привода (т.н. part-time) и режим 4 Low (сниженная передача) с передаточным отношением 4:1. Это гораздо выше, чем у большинства внедорожных “понижаек”, что позволяет приумножать крутящий момент и ползти по бездорожью, не допуская пробуксовки колес.
Далее по восходящей: здесь 252 мм клиренса, усиленные пороги (можно “опираться” ими на камни) и сверхпрочные оси Dana. Здесь есть специальный режим OffRoad+, комплексно перестраивающий всю электронику на внедорожную работу. Есть кнопка Sway Bar, отсоединяющая стабилизатор поперечной устойчивости, увеличивая ход передней подвески на 25%. В конце концов есть принудительная блокировка как заднего, так и переднего межколесного дифференциалов! А такие опции сейчас остались у считанных внедорожников. Нажатием на несколько кнопок вы мгновенно в несколько раз увеличиваете вездеходные возможности этого внедорожника. Круто? Еще бы! И весь этот набор предлагает только версия Rubicon. Так что я уверен, что на таком автомобиле на бездорожье выедешь не когда-нибудь, а очень и очень скоро, и тогда придет полное понимание, зачем все его off-road “навороты”.
Именно на бездорожье пригодятся все эти несколько задумчивые и плавные отзывы на действия акселератором, тормозами и рулем. Сначала едешь по бездорожью осторожно, но чем дальше, тем больше смелеешь, ведь Ренглер не то что позволяет, а просто-таки побуждает к этому! Упругая энергоемкая подвеска и большие углы въезда/съезда позволяют довольно весело ехать по твердой почве с колеей, ямами и канавами. Создается впечатление, что некоторые из них внедорожник просто не замечает. Действительно, тем, кто умеет ездить по бездорожью и делает это время от времени с таким автомобилем будет очень интересно.
Итоги
А теперь перейдем к выводам. Начнем с расхода горючего. В обычном городском цикле Wrangler потребляет 14–15 литров на 100 км, а динамичный драйв легко поднимет эту цифру до 18-19 литров. На бездорожье расход будет не меньше, а если очень упорно месить грязь, то может быть и все 20+.
Это автомобиль не только для бездорожья, но и для приключений на бездорожье. И всем своим видом он показывает это. Конечно, и у Ренглера появилось больше опций комфорта, современная мультимедиа, электрорегулировка сидений (впервые!), адаптивный круиз, вспомогательные функции безопасности… Но по-прежнему вне дорог ему нет равных, а превзойти его харизму фактически невозможно. И высокая цена здесь за легендарность и сочетание внедорожных возможностей, автоконструктора и духа свободы, способного подарить Jeep Wrangler.