Как появились самые распространенные полноприводные автомобили
В этот день, 29 июля 1916 года американский предприниматель и изобретатель Чарльз У. Нэш образовал в городе Кеноша (штат Висконсин) фирму Nash Motor Company. Однако предыстория ее началась раньше.
Еще в 1914 году Чарльз Джеффери – сын знаменитого ветерана автопрома США – Томаса Джеффери, реорганизовал фирму покойного отца. Вместо легковых авто марки Rambler он стал выпускать развозные машины на 750 кг под маркой Jeffery. Вскоре началось производство и 1,5 – 2-тонных грузовиков с моторами до 40 л. с.
Но еще раньше, в 1913 году предприниматель стал по заказу военного ведомства выпускать полноприводные грузовики (4х4), пригодные для работы в трудных дорожных условиях. Это были одни из первых в мире автомобилей такого типа.
Модель получила название Quad («Муравей»). Грузоподъемность ее составляла 2 тонны. Бензиновая «четверка» фирма Buda развивала 32 – 36 л. с. В трансмиссии кроме 4-ступенчатой КП уже имелась двухступенчатая раздаточная коробка. Привод на оба моста был карданным. Максимальная скорость достигала 56 км/ч. Уже в первый год производства изготовили 5,5 тыс. таких грузовиков.
Во время Первой мировой немецкая подводная лодка потопила большой пароход «Лузитания», что унесло 1196 человеческих жизней. Среди пассажиров находился и Чарльз Джефферсон. Он остался в живых, но после всего перенесенного был психологически сломлен и уже не мог управлять компанией. Потому в 1916 году он продал ее своему земля и теске – Чарльзу Нэшу.
А тот продолжал производить полноприводные грузовики Quad для армии – сначала под прежней маркой – Jeffery, а с осени 1917 года – под своей, то есть Nash. Уже в течение первого года выпуска фирма изготовила 11,5 тыс. машин 4х4, и стала мировым лидером по выпуску полноприводной автотехники.
В последующие года конструкция автомобиля Quad совершенствовалась, они получили новые агрегаты, цельнометаллическую кабину, пневматические шины и электрическое освещение.
Выпускалась эта модель до 1928 года. До наших сохранилось несколько таких машин, одна их них находится в Музее американских солдат (Museum of the American GI), в штате Техас см. (фото в заголовке).
Параллельно производились и легковые машины марки Nash, а с 1931 года и пикапы и фургоны на их базе. Правда, в 1947-1955 гг. небольшими партиями выпускали и «трехтонки». В послевоенный период легковые автомобили отличались оригинальным дизайном.
Заслуживает внимания необычная для американского автопрома двухместая малолитражка Metropolitan.
В 1954 году фирма Nash объединилась с другой – Hudson. Таким образом образовался концерн American Motors – четвертый по объему выпуска после «большой тройки» – GMC, Ford и Chrysler. Однако спрос на автомобили марки Nash быстро падал. В 1957 году ее доля в общей продукции концерна составила лишь 7,96%, то есть 9 474 ед. И American Motors в этом же году выпуск машин Nash прекратил.