Как в Киеве выпускали уникальные троллейбусные поезда
К середине 50-х годов в крупных городах нашей страны троллейбусы уже не справлялись с возросшим потоком пассажиров. Чтобы повысить вместимость машин, вскоре стали применять конструкции с полуприцепами – так называемыми «гармошками». Но те были эффективны лишь в часы пик, а в остальное время ездили полупустыми, и это существенно увеличивало расходы транспортных предприятий.
Талантливый киевский инженер и изобретатель – Владимира Веклич, тогда директор Троллейбусного депо №2, предложил оригинальное, новаторское решение: он считал, что нужно использовать двухзвенные поезда.
И что важно: при этом каждое звено должно быть полноценным троллейбусом, со своим двигателем и органами управления. В часы пик звенья следовало сцеплять вместе, а в остальное время одно их них можно было отсоединить и отправить на отстой.
В сентябре 1966 года после успешных предварительных испытаний, которые проводились летом, первый троллейбусный поезд (№205/84) поступил в пробную эксплуатацию на маршрут №6. А с октября следующего года и до июля 1968-го было сформировано 48 поездов.
Базой для них послужили троллейбусы-одиночки типа МТБ-82М. В дальнейшем для изготовления поездов использовались и чешские троллейбусы Skoda 9Tr. Первый такой поезд (№969/972) вышел на пробную эксплуатацию с пассажирами 1 марта 1968 года на маршрут №11.
Нужно сказать, что творческие поиски наилучшей схемы для многоместного троллейбуса этим не ограничивались. В дальнейшем в Киеве была изготовлена сцепка из двух вагонов, состыкованных… задними частями. Испытывали также поезд, составленный не из двух, а из трех вагонов. Но эти машины себя не оправдали.
А вот обычному двухзвенному поезду, с отделяемыми вагонами суждена была долгая жизнь. Производство на Киевском заводе электротранспорта этих оправдавших себя в эксплуатации машин набирало обороты. В 1970 году в Киеве уже работало 68 троллейбусных поездов, в 1975 – 161. А максимальное количество их на столичных линиях было достигнуто в 1983 году – 297 ед.
Но это еще не все. Подобные машины, изготовленные в Киеве, поставлялись и в другие города, причем в немалом количестве. В общей сложности, на протяжение 1967 – 1989 гг. было выпущено 612 троллейбусных поездов. Последние из них пребывали в эксплуатации аж до марта 1994 года.
При подготовке материала использована фундаментальная книга Костя Козлова и Стефана Машкевича «Київський тролейбус», изданная в 2009 году.