Nissan Qashqai. Доэкономились до того, что отключили двигатель от колес.
Кроссоверы создали как универсальный транспорт, который может ездить с одинаковым успехом по городу, загородным трассам и даже вне дорог. Но справедливости ради нужно сказать, что подавляющее большинство кроссоверов не видели за свою жизнь и метра бездорожья, хотя бы какого-то пошиба. Сами скажите, когда вы последний раз видели Nissan Qashqai заляпанный грязью, на внедорожных шинах, может ли даже со шнорхелем? Именно так. Не для этого они созданы. Ввиду этого решающими параметрами при выборе таких авто становятся не возможности полного привода, геометрическая проходимость или продвинутые системы помощи на офроаде. Нет. На первом месте таких автомобилей есть их практичность и экономичность.
В плане удобства с годами требования особо не изменились. Еще от первого поколения Qashqai приоритетами остаются более высокая чем у легкового авто посадка, которая дает возможность лучше ориентироваться в городском потоке, и, конечно же, выше чем у легковушки дорожный просвет. С ним и по бордюрам легко, да и по зимним дорогам можно не беспокоиться о нечищеном снегу на парковке, или яме на улице, или переезде нестандартного лежащего полицейского.
А вот требования к машинам по их экономичности сильно возросли. И особенно это важно для машин, которые все время производят именно в черте города. Со светофорами, постоянными стартами и остановками и пробками интересует в первую очередь расход машины в городском режиме.
Первое поколение Qashqai предлагалось с бензиновыми атмосферными двигателями 1,6 и 2,0 литра. Их аппетит по тем временам был нормальным. В городе оба ели в районе 10 л на 100 км. Из благ технологий они предлагали как бы распределенный впрыск топлива.
Во втором поколении уже появились двигатели, созданные в мейнстриме времени – даунсайзинге. Топовым двигателем стал компактный 1,6-литровый серии DIG-T с непосредственным впрыском бензина и турбонадувом и системой старт-стоп. Хотя объем двигателя небольшой, однако прогресс позволил сделать его эффективнее прошлогоднего 2.0-литрового атмосферного. Выросли как мощность, так и уровень крутящего момента. Кроме того, очень важно, что за счет точности подачи топлива и эффективного распыления его непосредственно в камере сгорания плюс турбонадув двигатель достигает пика крутящего момента уже при 2000 оборотов и сохраняется на максимуме почти во всем диапазоне оборотов. Это позволяет не только улучшить динамические указатели, но и снизить расход топлива. За счет высокой и стабильной тяги машина в городе легко ускоряться без лишних переключений передач.
В следующем, то есть третьем поколении Qashqai, который был у нас на лунном тест-драйве, был установлен еще более эффективный турбодвигатель тоже серии DIG-T. При еще меньшем объеме двигатель выдает чуть меньшую мощность, чем 1,6-литровый предшественник, однако уже более высокий уровень крутящего момента.
Очевидно, 150 лошадиных сил и 250 Нм крутящего момента с двигателя внутреннего сгорания в 1,3 л оказались уже пределом эффективности. В городе этот двигатель на полноприводном кроссовере с вариатором уложился в 8 л на сотню.
Все больше электро
После этого Кашкай стал еще экономичнее. К тому же, успел обновиться уже дважды. Сначала модель получила в помощь двигателю внутреннего сгорания систему мягкого гибрида. То есть, в силовом агрегате появился еще и электродвигатель-генератор и аккумулятор. При торможении генератор превращает инерцию авто в электрический заряд и подзаряжает аккумулятор. Эту энергию авто может использовать при повышенных нагрузках, подавая электрический ток на электродвигатель и обеспечивая дополнительный импульс мощности и крутящего момента. Такую схему называют мягкий гибрид.
Но совсем недавно в эволюции третьего поколения Qashqai произошел качественный скачок. Да, под капотом машин образца 2023 года все еще есть двигатель внутреннего сгорания. Это 3-цилиндровый 1,5-литровый турбо двигатель с изменяющейся степенью сжатия (от 8:1 до 14:1) VC-Turbo. Он развивает 156 л. и 250 Нм. Но силовой агрегат принципиально поменялся. Теперь ДВС больше не является движущей силой. Он лишь привод для генератора, питающего тяговую литий-ионную батарею, или подающий ток напрямую к электродвигателю при интенсивных нагрузках. А вот приводит колеса электродвигателя. Его мощность 190 л. а тяга 330 Нм. Такая схема очень эффективна. К тому же она все равно хорошо показывает себя как в городе так и на трассе. Сами посмотрите. Если обычный двигатель ест на трассе в среднем на 20-30% ниже, чем в городе, то новый Qashqai E-Power просто не видит разницы между движением в городе и за его пределами. Расходы в городе 5,2 л, а на трассе – 5,1 л/100 км.
Такая схема уже встречалась раньше. Уже несколько лет продается другой японский кроссовер с схожей системой гибридного привода, где основная задача ДВС – заряжать батарею, а тянет машину электродвигатель. Это Honda CR-V E:HEV. Преимущество такой системы в том, что по факту это электромобиль со встроенной зарядной системой в виде генератора с приводом от ДВС. Так что заправляя бак, вы фактически заряжаете аккумулятор на очень быстрой зарядке.
Поколение | Мотор | Объем, л | Мощность, л.с. | Кр. момент, Нм | Расход в городе, л/100 км |
Qashqai I | P4 2.0 | 2,0 | 142 | 196 | 9,2 |
Qashqai II | 1.6 DIG-T | 1,6 | 163 | 240 | 7,6 |
Qashqai III 2021 | 1.3 DIG-T | 1,3 | 150 | 250 | 8,0 |
Qashqai III 2022 | 1.3 DIG-T MHEV | 1,3+мягкий гибрид | 158 | 270 | 7,3 |
Qashqai III 2023 | E-Power | 1,5+EV гибрид | 190 | 330 | 5,2 |