Города без света: как ездить безопасно
Пять советов водителю как ездить безопасно, когда в городах отсутствует освещение.
Неосвещенные проспекты и перекрестки, выключенные светофоры, ослепляющие встречные фары… И на фоне этого всего – пешеходы в темной одежде, которые, наслаждаясь безнаказанностью в темноте, перебегают дорогу, где вздумается. Как при таких условиях избежать ДТП?
Видимо, такого опыта еще не знала история борьбы за безопасность движения, на водителей просто навалилась куча факторов, усложняющих управление машиной. И, в первую очередь, обесточивание ударили по трафику в населенных пунктах. Водители страдают из-за того, что объекты на дороге стали малозаметными. Как сделать их более заметными?
Пять советов для темного города
- Приведите в порядок фары. На машинах старше 10 – 15 лет часто мутнеют пластиковые колпаки фар, портится зеркальная поверхность отражателя. Если поменять светотехнику полностью невозможно, улучшить качество света могут новые галогенные лампы повышенной эффективности. Поскольку это одна из наиболее действенных мер повышения безопасности движения, ниже мы расскажем об усовершенствовании фар подробнее.
- Не спешите. Надо принципиально изменить свой менталитет по движению в темное время суток. Если раньше мы в городах не различали дневной и ночной режим, то теперь ночная езда должна стать совсем другой. Ездить ночью “как до войны” мы начнем уже после войны, а сейчас нужно снизить скорость и переключить все внимание на обнаружение объектов на дороге.
- Учитывайте дополнительные факторы. Научитесь обнаруживать препятствия на вашем пути по косвенным признакам. Тень в свете чужих фар означает фигуру человека на дороге. Машина, которая тормозит рядом с вами, вероятно, хочет пропустить того, кого вы не заметили. А наличие рядом супермаркета обязательно означает, что кто-то будет переходить к нему через улицу вне перекрестков и переходов.
- Пересмотрите свои маршруты. Главным приоритетом маршрута должно стать не расстояние, а загруженность улиц транспортом и пешеходами. Лучше «накинуть крюк» по пустынным улочкам, чем «тянуться» по проспекту с неработающими светофорами и неосвещенными переходами.
- Перечитайте ПДД. Желательно восстановить свои знания о правилах проезда нерегулируемых перекрестков. Также нужно завести правило еще на подъезде к развязке обращать внимание на знаки приоритета, которые понадобятся при отсутствии светофора.
Лампы решают
Заменив лампы в фарах головного света, можно решительно улучшить освещение. Причем как в старых фарах, которые в идеале нуждались бы в замене полностью, так и в более-менее свежих. В принципе, решение проблемы освещения через лампы – не новость для большинства владельцев подержанных автомобилей. Но подходов несколько, и мы обо всем коротко вспомним.
Ксенон. Для многих штатных фар популярных моделей можно подобрать линзированную оптику ближнего света с ксеноновыми лампами. Такой тюнинг станет недешево, однако во многих случаях свет будет хоть и противозаконным, но более или менее эффективным. Более доступный способ – установить газоразрядные лампы в стандартные фары, рассчитанные на лампы-галогенки. Наверное, это самый плохой вариант: такие фары никогда не дадут правильного луча, будут освещать дорогу кое-как, относительно быстро заканчивают свой ресурс и еще будут заслеплять встречных водителей даже в режиме ближнего света. Плюсы такие: модный синий оттенок и высокая яркость, правда, в течение всего первых года-двух.
LED-лампы. Ситуация, схожая с ксеноном: специальные фары под диодными источниками света стоят серьезных денег, а дешевые LED-лампочки со стандартной галогеновой оптикой нормально не стыкуются. Но есть еще одно LED-решение: несколько компаний выпускают диодные лампы, сделанные специально для работы в галогенных оптических системах. Ограничивает их распространение почти космическая цена, ведь производить действительно качественные светодиодные лампочки очень дорого, даже при массовом производстве.
Галогенки плюс. Самый доступный способ улучшить свет перед автомобилем, в том числе на улицах обесточенного города – установить в родные фары галогеновые лампы повышенной эффективности. При полностью стандартной геометрии цоколя и спирали они имеют гораздо более высокую светоотдачу. В старых фарах это позволяет компенсировать возрастные дефекты оптики, а у молодых просто улучшает освещение. Об этом следует поговорить отдельно.
Больше света
Получить от стандартной лампы накаливания больше света можно двумя способами. Дешевый способ – сократить длину спирали, чтобы она накалялась сильнее и соответственно отдавала больше света. При этом почти вдвое увеличивается потребление тока и в разы больше сокращается ресурс ламп. Второй технологически сложный способ – применить особый сплав для спирали и повысить давление инертного газа-галогена в колбе. Такая лампа светит ярче, но сохраняет потребление на уровне обычной и не теряет ресурс.
Выпуск таких высокоэффективных ламп может позволить себе лишь несколько ведущих производителей, ведь это дорогая и сложная технология. К примеру, у немецкой компании Bosch есть целая линейка таких галогенок. Скажем, модель Bosch Gigalight Plus дает до 150% больше света.
А лампа Ultra White создана, как умышленно, для обесточенных городов, особенно темных зимой. Помимо увеличенной яркости, ее луч имеет еще одно преимущество – световую температуру 4200K, то есть луч фары с ней получается естественным белым цветом. Такой теплый спектр обеспечивает высокую контрастность и на 30% больше света. Это именно то, что нужно в городе, где дальний свет фар включать нельзя и где решающее значение имеет не длина луча, а качество света.
Надо отметить еще одно принципиальное преимущество высокоэффективных галогенок от уважаемого бренда – имея существенное дополнение к яркости, они дополнительно не нагружают электросеть автомобиля. В то время как дешевые лампы no name имеют мощность до 90 Вт вместо стандартных 55 – 60 Вт. Это соответственно чревато обгоранием контактов реле, перегревом проводов и другими проблемами с электричеством.
Полная легальность
Еще одно преимущество галогенок с «плюсами» светоотдачи, выпущенных именитыми производителями – в их легальности. Если говорить о вышеупомянутых «бошевских» лампах, то они полностью отвечают требованиям европейского стандарта ECE и сертифицированы для украинского рынка. То есть их, в отличие от ксеноновых и LED-ламп, можно легально использовать в стандартных фарах для галогенных источников света – чтобы сделать их по-современному эффективными.