Загадка автомобилей Panhard - от микролитражек до броневиков
В этот день 57 лет назад французская компания Panhard прекратила выпуск cвоих легковых автомобилей. Однако фирма вошла в историю своими уникальными машинами, о которых мы и расскажем.
Французские предприниматели Эмиль Левассор и Луи-Рене Панар самый первый, опытный образец своего автомобиля построили в июне 1890 года. Это было действительно революционное событие в истории мирового автомобилестроения.
Здесь впервые была применена компоновка, ставшая классической: двигатель располагался спереди, а привод осуществлялся на заднюю ось. А на следующий год, то есть 133 года назад была выпущена партия из пяти машин.
Еще в 1894 – 1898 гг. фирма Panhard Levassor выпускала фургоны грузоподъемностью 300 – 500 кг на легковой базе. В 1899 году появился однотонный грузовик M2F с мотором 8 л. с., а в 1908-м – двухтонный.
Интересно, что перед Первой Мировой войной был изготовлен уникальный тягач Chatilion-Panhard – со всеми ведущими и управляемыми колесами, а также с лебедкой.
В период между двумя мировыми войнами фирма Panhard выпускала целый ряд дорогих легковых автомобилей с двигателями, имеющими не клапанную, а золотниковую систему газораспределения. А вот в обнищавшей послевоенной Европе такие модели уже не имели успеха на рынке. И фирма Pаnhard круто изменила политику: она выпустила сверхлегкий экономичный автомобиль Panhard PL17 c алюминиевым несущим кузовом.
Этот автомобиль считается одной из лучших в мире конструкций тех лет. Машина весила всего 650 кг. Ее двухцилиндровый оппозитный моторчик рабочим объемом лишь 850 см куб. и мощностью 42 и 50 л. с. разгонял автомобиль до 130 и 145 км/ч соответственно. Совсем неплохо по тем временам для машины такого класса.
Правда, в 1956 году, чтобы снизить стоимость машины, кузов начали делать стальным. Тем не менее, она вошла в историю как важное техническое достижение.
После Второй мировой войны компания Panhard выпускала и тяжелые дизельные грузовики на 4 – 7 т. Их производство было практически прекращено к концу 50-х, хотя последняя такая машина сошла с конвейера в 1966 году.
Зато начиная с 1952 года компания Panhard стала выпускать оригинальнейший бронеавтомобиль EBR 75. Различные бронемашины под маркой Panhard производились вплоть до 2005 года.
Последней легковой машиной фирмы стало появившееся в 1963 году переднеприводное купе типа 2+2 – Panhard PL 24. Она имела двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения. При рабочем объеме 815 см куб. он развивал ни много ни мало 60 л. с. Такой мотор позволял достигать впечатляющей скорости в 160 км/ч. Выпускались также четырехместные варианты машины с удлиненной базой: модели 24B, 24PT и 24BA. В 1963 – 66 гг. было выпущено 23 245 машин семейства PL24 всех модификаций.
Обсяг продажів всіх цих автомобілів поступово йшов на спад і в 1967 фірму викупила компанія Citroen, яка стала використовувати її виробничі площі для випуску власних моделей.