Какими были первые безрамные автобусы
В этот день ровно 73 года назад на Франкфуртском автосалоне дебютировал автобус новой марки – Setra, которая сегодня занимает одно из ведущих мест среди производителей такой техники в Европе. Нужно сказать, что немало автобусов Setra разных годов выпуска работают ныне и на украинских дорогах.
Еще в 1893 году Карл Кесборер организовал в городе Ульм мастерскую, где производил кареты. Его сыновья Карл и Отто продолжили дело отца и организовали компанию по выпуску автобусов – Karl Kassbohrer Fahrzeugwekke GmbH.
Свой первый автобус эта фирма изготовила в 1907 году. Он мог перевозить 26 пассажиров и имел 16 мест для сидения.
В 20 – 40-е гг. компания производила автобусы в небольшом количестве. В частности, поставляла кузова для моделей Mercedes-Benz. Примером может быть трехосный автобус модели O 10000, который был выпущен в 1938-41 гг. в количестве 150 экз.
В самом начале 50-х гг. в истории фирмы произошел перелом. Она даже поменяла свой бренд на совершенно другой, и на то было веское основание. Дело в том, что новое название – Setra было сокращением от немецкого слова SElbstTRAgent («самонесущий»). А компания, фактически первой в Европе, действительно стала применять автобусные кузова именно несущего типа.
Руководили работами по созданию нового семейства сам Отто Кесборер и главный конструктор фирмы Георг Валь (Wahl). Первенец новой марки – Setra S8 имел длину 9,3 м, ширину 2,4 и высоту 2,7 м. В салоне находилось 35 мест для сидения. В корме машины располагался дизель Henschel 512 DG (6-цил., 5,4 л), который развивал 95 л. с., а с 1954 года – все 100. Автобус выпускался до 1955 года включительно.
В 1953-54 гг. производились также автобус S9 (длиной 9,9 м) и S10 (10 м). Второй был городской машиной на 36 сидячих и 28 стоячих пассажиров и завоевал большую популярность. В 1954 году появился городской автобус S11 (47 + 10 мест), а в 1955-м – компактный S6 длиной всего 6,7 м (25 мест).
Выпуск автобусов на заводе в Ульме постепенно увеличивался. Если в 1952 году было произведено только 76 машин, то на следующий год уже 196, а в 1955-м – 390 ед.
В 1956 – 57 гг. выпускался специальный трехосный высокопалубник – Super Setra. Это был самый первый немецкий автобус, поставляемый в США. Там получил название Golden Eagle. Машина имела 41 – 45 мест и оснащалась дизелем MAN в 210 л. с. или Cummins в 200 л. с. (по системе SAE). А в 1958 году на американский рынок был поставлен четырехосный сочлененный автобус с двигателем Rolls-Royce.
Автобусы Setra совершенствовались год от года, расширялся типаж моделей. В 1955 году начался выпуск городской машины SP с двигателем под полом. В 1959 году компания вывела на рынок городскую модель SG 165 – cочлененную и тоже с несущим кузовом. В 1961 году увидел свет полутораэтажный «турист» – Panorama S14. А в 1967 году появился первый низкопольник.
В 1995 году в истории марки Setra начался новый этап. Фирма вошла в состав концерна Daimler AG. В итоге было образовано объединение EvoBus, занимающееся исключительно производством автобусов. Понятно, что автобусы Setra были унифицированы с собратьями Mercedes-Benz, но тем не менее они сохранили и свой бренд, и свою индивидуальность.
Автобусы Setra завоевали славу высококачественных высококомфортабельных машин и не раз одерживали победы в престижном международном конкурсе Bus & Coach of the Year. Так, например, почетный титул «Туристический автобус 2002» завоевала модель Setra S 415 HDH, а звание «Городской автобус 2009» получила Setra S415 NF.
За семь десятилетий своего существования было выпущено шесть семейств автобусов Setra. Самым первым было семейство «10», за ним последовало семейство «100» (с 1967 г.), «200» (с 1976-го), «300» (с 1991 г.), «400» (2001 г.) и «500-е», появившееся в 2012 году. Через 10 лет, осенью 2022-го была презентована новая генерация туристических моделей ComfortClass и TopСlass.