Грузовикам КрАЗ исполнилось 65 лет - эволюция самосвалов
Первые автомобили КрАЗ, появившиеся весной 1959 года, оснащались двухтактным 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-236 (6,97 л; 180 л. с.).
А в 1963-м стали выпускать модернизированную модель КрАЗ-222Б. Она отличалась электрооборудованием на 24В, улучшенными ведущими мостами и доработанной подвеской.
Всего в 1959-67 гг. было выпущено 11 633 автомобиля семейства 222. Нужно сказать, что самосвалы и в дальнейшем составляли основную часть продукции завода, предназначенной для народного хозяйства, т. е. колесной формулой 6х4.
Еще в 1963 году начался выпуск более совершенного самосвала – КрАЗ-256. Принципиально важным отличием был абсолютно новый дизель – уже не двухтактный, а четырехтактный, куда более мощный и надежный. Первоначально он развивал 215 л. с., а на модели 256Б – 240 л. с. Грузоподъемность машины увеличилась с 10 до 11 т. Автомобиль оказался долгожителем: всего в 1963 – 1993 гг. было выпущено 278 223 ед.
С 1990 года началось серийное производство самосвалов КрАЗ-6510. Они получили новые, современные капот и кабину, кстати, не деревометаллическую, а цельностальную. Мотор ЯМЗ-238М2 (14,86 л) развивал 240 л. с. Грузоподъемность этой машины возросла до 13,4 т. До 2007 года произвели 19 460 таких автомобилей.
Дальнейшим развитием семейства самосвалов из Кременчуга стали автомобили КрАЗ С18.0 «Горняк», появившиеся в 2009 году. Он предназначался для особо тяжелой работы – перевозки скальных пород, сыпучих и навалочных грузов в условиях карьера. Конечно, он мог работать и на дорогах, но при условии, что они были рассчитаны на нагрузку на двухосную тележку до 25 т. Грузоподъемность машины составляла 18 т, объем платформы – 12 м куб. Двигатель Cummins стандарта Евро 3 (6-цил., 8,9 л) развивал 370 л. с. Скорость достигала 80 км/ч.
Совершенно новый, современный новый по дизайну облик получил самосвал КрАЗ С18.1 с интегральным капотом (2011 г.). Грузоподъемность его была такая же, как и у предшественника – 18 т. А вот объем платформы был побольше – 16 м куб. Да и двигатель был другой – дизель ЯМЗ-6511 мощностью 362 л. с.
Еще в сентябре 2008 года на заводе приступили к испытаниям самосвала-прототипа КрАЗ-7238С4 с кабиной типа MAN, расположенной над двигателем. Этот опыт позволили приступить к созданию 5-го семейства самосвалов – КрАЗ С20.0 с оригинальной бескапотной кабиной собственной разработки.
Каркас ее представлял собой трубчатый профиль прямоугольного сечения, наружные панели были изготовлены из стеклопластика. 28 июня 2009 года автомобили вышли на дорожные испытания. Грузоподъемность машины составляла 20 т. Двигатель ЯМЗ-6501.10 в 362 л. с. позволял развивать скорость до 80 км/ч.
В дальнейшем автомобили КрАЗ бескапотной компоновки стали получать импортные кабины (Renault и типа MAN китайского производства), а также двигатели Weichai, но это уже совсем другая история.