Как автобусы впервые получили противохимическую защиту
Первыми английскими «даблдекерами» с закрытым вторым этажом стали машины марки Сommer, которые выехали на маршрут в этот день 115 лет назад.
В первое десятилетие XX века двухэтажные автобусы получили распространение не только в Англии, то и вопреки бытующему сегодня мнению и в других странах, в частности в Германии и Франции. В большинстве своем у них верхний этаж не имел крыши, что отнюдь не способствовало комфорту пассажиров, особенно в холодное время. Им приходилось пользоваться специальными накидками как на мотоциклетных колясках.
А вот у фирмы Widnes Town Corporation из города Уиднес, что на юге Англии, была и более веская причина, чтобы заказать полностью закрытый кузов. Дело в том, что поблизости там находилось химическое предприятие, результатом работы которого были агрессивная атмосфера и кислотные дожди. Вот почему в 1909 году для пассажирских перевозок и были заказаны у компании Сommercial Cars Ltd. четыре автобуса с закрытым вторым этажом.
Нужно сказать, что история этого производителя автотехники началась необычно. Компания родилась благодаря появлению оригинальной коробки передач, которой разработал инженер Чарльз Линли (Linley). Это была планетарная КП с предварительным выбором нужной передачи. Для этого служил рычаг на рулевой колонке. А в нужный момент достаточно было лишь нажать на педаль сцепления и включение происходило быстро и без лишнего шума.
Коробку испытывали на простой раме с колесами и мотором. Изобретение оправдало надежды. И только после этого в Лондоне, в 1905 году открыли фирму Сommercial Cars Ltd. по производству грузовиков. От сокращенного слова ее названия и родилась марка Сommer, ставшая одним из самых известных автомобильных брендов Англии.
На следующий год фирма перебралась в город Лутон, где и развернула производство неплохих коммерческих автомобилей. В 1907 году ее «двухтонка» типа RC была отмечена серебряной медалью в британском пробеге грузовых машин. В 1911 году в программе компании имелись модели грузоподъемностью от 1 до 7 т, а также автобусы и пожарный автомобиль.
Двухэтажные автобусы, закупленные Widnes Town Corporation, имели, как и большинство анлийских «даблдекеров» того времени, 34 места для сидения. Длина машины составляла 16 футов и 6 дюймов, а высота из-за наличия крыши второго этажа была весьма приличной. Во всяком случае при доставке из Лутона своим ходом автобусы снесли несколько веток придорожных деревьев.
В первые полгода эксплуатации автобусы в общей сложности перевозили каждую неделю более 15 тыс. человек. При этом недельные сборы составляли порядка 80 фунтов-стерлингов. Для сравнения: при покупке каждый автобус обошелся фирме в 844 фунтов.