Как Ганс Ледвинка разрабатывал необычные автомобили
В этот день, 14 февраля 1878 года в местечке Клостернойбург, недалеко от Вены родился пионер чешского автомобилестроения Ганс Ледвинка, широко известный как создатель новаторских по конструкции легковых и грузовых машин марки Tatra. После окончания промышленного училища в Вене он поступил работать на вагоностроительный завод в городе Нессельдорф.
В 1900 году он спроектировал и изготовил свой первый автомобиль. Это гоночная машина с мотором Benz в 12 л. с. достигала скорости 90 км/ч. На ней пилот Теодор фон Либих в том же году выиграл гонку Зальцбург – Линтц – Вена, а также горный заезд Ницца – Ла-Тюрби.
В дальнейшем Ледвинка работал на разных предприятиях, участвовал в создании ряда моделей, в том числе первенца австрийской марки Steyr (1920 г.). В 1921 году начался новый этап в жизни молодого талантливого конструктора. Он был назначен техническим директором фирмы Nesseldorfer Wagenbau, которая в 1923 году получила другое название – Kopřivnická vozovka, a.s.
В 1923 году на Пражском автосалоне дебютировала созданная Ледвинкой революционная легковая машина – Tatra 11. Вместо традиционной лестничной рамы она получила хребтовую – то есть центральную трубу, к которой крепились все агрегаты и кузов. Крутящий момент от двигателя на задние колеса передавал вал, проходящий внутри этой трубы. Подвеска всех колес была независимая, на поперечных качающихся рычагах.
Машина неплохо показала себя в ряде спортивных соревнований. И потому подобную схему получили и многие другие автомобили Tatra, выпущенные в 20-е и 30-е гг., – как легковые, так и грузовики.
В 1934 году Ледвинка представил свой шедевр – легковую модель Tatra 77. Впервые в мировом автомобилестроении она получила установленный сзади двигатель V8 воздушного охлаждения. А кузов автомобиля имел настолько обтекаемую форму, что напоминал, скорее, не автомобиль, а дирижабль.
Дальнейшим развитием этой модели стала машина Tatra 77A – с более мощным двигателем. А в 1937 году пошел в серию знаменитый автомобиль Tatra 87. Кузов его имел еще лучшую аэродинамику и был снабжен в задней части внушительным килем. Этот автомобиль был востребован публикой и выпускался вплоть до 1950 года.
Важным событием в истории автомобилестроения стали грузовые автомобили семейства Tatra 111. Впервые в мировой практике трехосный полноприводный грузовик тяжелого класса оснащался дизелем воздушного охлаждения. При этом у автомобиля были все та же традиционная рама-труба, прекрасно работающая на скручивание, и независимая подвеска колес на поперечных рычагах.
Эти надежные машины, хорошо показавшие себя во Второй мировой войне, оказались долгожителями и оставались на производстве (правда, слегка модернизированные) до 1962 года. Всего было изготовлено 33 960 автомобилей семейства Tatra 111. Они в значительных количествах поставлялись во многие зарубежные страны, в том числе и в нашу.
Что же касается самого Ганса Ледвинки, то он после войны был обвинен в сотрудничестве с нацистами и осужден на шесть лет. После этого переехал в Австрию, к сыну Эриху, который руководил дизайнерским бюро фирмы Steyr-Puch. Талантливый конструктор скончался в ФРГ в 1967 году.