Автомобильная промышленность в преддверии новых материалов на биологической основе
Первые результаты проекта BIOMOTIVE обнадеживают. После промышленных испытаний, запланированных на 2020 год, термопластический полиуретан (ТПУ) на биологической основе должен появиться на рынке в конце 2021 года. В числе партнеров проекта – международная о
рганизация общественного транспорта UITP .
Проект BIOMOTIVE, финансируемый ЕС, направлен на разработку и производство новых материалов для транспортных средств, в основном из биосырья, которые обеспечивают улучшенные технические характеристики, улучшенный экологический профиль и более высокую экономическую конкурентоспособность.
Проект BIOMOTIVE насчитывает 16 участников из 8 европейских стран (исследовательские институты, ассоциации, университеты и консультанты). Проект координируется Selena , польским глобальным игроком в сфере строительной химии.
Цель BIOMOTIVE – проложить путь к производству и последующему проникновению на рынок биологических деталей интерьера автомобилей, таких как дверные ручки, автомобильные сиденья и приборные панели, с целью замены не поддающихся биологическому разложению аналогов на основе ископаемых. Основное внимание уделяется рынку легковых авто, но некоторые решения могут быть впоследствии приняты на коммерческих автомобилях, включая автобусы .
Участники проекта отмечают, что инновационные и передовые материалы на биологической основе с повышенным содержанием биомассы (60-80%) будут производиться из возобновляемого сырья биомассы (не конкурируя с продуктами питания и кормами). Ожидается, что такие материалы продемонстрируют улучшенные свойства с точки зрения огнестойкости, механической прочности и гибкости.
BIOMOTIVE: исключение ископаемого топлива из производственного процесса
Среди различных возобновляемых и биологических продуктов, которые используются в проекте BIOMOTIVE, можно упомянуть древесину, растительные масла, полученные из масличных культур, и сахара из побочных продуктов первого и второго поколения. Все эти материалы будут использоваться для исключения ископаемого топлива из процесса производства таких продуктов, как гибкий пенопласт для сидений и биотермопластический полиуретан (ТПУ), подобный резине материал.
Продукты, разработанные в рамках проекта BIOMOTIVE, все еще проходят начальные испытания, но некоторые из них уже задокументированы, подчеркивают участники проекта.
Первый результат – резина TPU на биологической основе
Предварительные результаты обнадеживают. Например, недавно разработанная рецептура каучука TPU на биологической основе, как было доказано, на 67% состоит из содержания на биологической основе. Он может быть добавлен в детали автомобилей с использованием стандартного оборудования, которое в настоящее время используется в автомобильном производстве. Также было обнаружено, что этот биопластический каучук может растягиваться до 10 раз своего первоначального размера. В настоящее время проводятся исследования, направленные на облегчение обработки этого материала.
Были протестированы и другие материалы: разработаны гибкие пенопласты для сидений автомобилей с содержанием биоуглерода 60%. Уже доказано, что они обладают таким же уровнем комфорта, как и существующие пены для сидений автомобилей. Кроме того, ткани, покрывающие биопену, были сделаны почти на 100% из тканей на биологической основе. Эти ткани не только поддерживают пену, придавая ей дополнительную износостойкость, но и повышают общее биосодержание почти до 70%.
Ткани, которые были произведены в рамках проекта BIOMOTIVE из целлюлозных волокон, почти на 100% натуральны и заменят обивочные ткани, которые до сих пор производились из синтетических материалов, в основном из полиэстера и эластана.
Биоткани BIOMOTIVE в настоящее время проходят дополнительные испытания, целью которых является повышение их эффективности и проверка их технологических возможностей.
BIOOMOTIVE – не только автомобили
В настоящее время проект также находится в процессе тестирования возможности использования материалов для других целей. Например, материалы на биологической основе, такие как биопластик TPU и так называемая пена 2K, могут быть переработаны в асфальт или изоляционную пену или использованы в качестве сырья для производства подошв для обуви. Это показывает, что даже несмотря на то, что основным направлением деятельности останется автомобильная промышленность, продукты BIOMOTIVE могут найти более широкое применение в будущем.
Первоначальные результаты испытаний BIOMOTIVE были использованы для предварительного анализа оценки жизненного цикла продуктов (LCA). Еще одна хорошая новость: первоначальные результаты LCA для продуктов для автомобильных деталей на основе резины BIOMOTIVE TPU показывают, что при использовании этих материалов можно достичь снижения более чем на 70% потенциала глобального потепления (GWP) по сравнению с используемым в настоящее время материалом.