«Дайтона 500»: «Вы шутите?»
И эти слова звучали из его уст неспроста: буквально накануне в субботу он отпраздновал только свой 20-й День рождения и для Тревора это был всего второй старт в высшем дивизионе NASCAR, именуемый нынче как Sprint Cup. К тому же это был один из разовых «пробных» стартов среди американской гоночной элиты, а в младшей категории Nation Wide, где этот пилот также делает свои первые шаги с прошлого года, за его плечами пока нет ни единой победы!
По статусу «500 миль Дайтоны» традиционно стала первым из более чем 30 этапов в протяженном сезоне NASCAR, однако, вместе с тем она является самой престижной и самой желанной. Ведь именно с нее, расположенной тогда буквально на песке пляжа Дайтоны, в конце 40-х годов и началась самая популярная в Америке гоночная серия, собирающая уже несколько десятилетий на каждом этапе по 150-300 тысяч зрителей и многомиллионную телеаудиторию.
Современный овал «Дайтоны» имеет еще одну особенность – он является суперспидвеем, где средняя скорость машин на круге превышает 300 км в час! Фактически пилоты идут «в пол» на протяжении всего круга, что выдвигает свои особые требования как к аэродинамике и общей настройки машины, так и к стилю пилотирования. В прошлом гонки в Дайтоне и Талладеге (втором суперспидвее) представляли собой зрелище группы под 20, а то и больше машин (всего тут традиционно стартует 43 участника), которые шли в две, а зачастую и три шеренги бок-о-бок. При этом в каждой их насчитывалось до 10 машин в длину, и все это на скоростях за 300!
Название игры на таких гонках – «драфтинг». Это когда впереди идущая машина разрезает воздушное пространство и тратит больше топлива. Если она едет одна, то она теряет в скорости, но если позади нее пристраивается еще одна, то вдвоем они идут быстрее, так как в силу вступают сложные аэродинамические процессы и вторая машина своим присутствием помогает создать дополнительное разрежение у впереди идущей! Все остальные, кто пристраивался позади, просто выигрывали. Однако пару лет назад аэродинамика машин NASCAR претерпела серьезные изменения и теперь «драфтинг» работает только для пар машин. Поэтому гонки на суперспидвеях превратились в подобие «тараканьих бегов» где все идут исключительно парами!
Причем зачастую эту стратегию разрабатывают еще до гонки и не факт, что пара пилотов будет представлять одну команду, так как в Америке только в последние годы появились большие команды, а добрая половина из них – одиночки. Порой они буквально подталкивают, а порой и ненароком выбивают, соперника-напарника – это неминуемый риск такой «игры».
«Дайтона 500» проводилась в 53-й раз и как обычно была переполнена авариями (сэйфети кар выезжал на трассу 16 раз), а лидер поменялся 74 раза!!! И тут вопрос заключается в одном – оказаться в голове пелетона к концу довольно изнуряющей многочасовой гонки. После того, как в авариях побывали два многократных Чемпиона NASCAR Джефф Гордон и несменный 5-кратный последних лет Джимми Джонсон, а также в самом конце гонки из нее выбили Дейла Эрнхардта младшего, претендентов стало немного меньше. Однако близко к вершине был добрый десяток опытнейших ветеранов, включая братьев Буш, Терри Лабонте и штурмующий американские гонки Хуан-Пабло Монтоя.
Но, на удивление лидирующей парой оказались работавшие всю гонку вместе два новичка – Бейн (№21) и Давид Реган (№6), не являющиеся напарниками. Причем Бейн был в роли «толкающего».
Но, на рестарте после очередной аварии, будучи лидером, Реган допускает ошибку – он меняет свою дорожку, смещаясь перед Бейном еще до пересечения ими стартово-финишной прямой, и за это получает жестокий урок – проезд по пит-лейн, финишировав в итоге только 14-м. Бейн после этого остался один, но ему повезло – до финиша после очередного рестарта оставалось всего два круга и он смог удержаться впереди, не смотря на молниеносный прорыв с 6-го места Карла Эдвардса (№99), который финишировал в долях секунды позади!
При этом все ожидали прорыва от идущего четвертым Монтои, однако его «ведущий» неправильно выбрал траекторию, что дало возможность Эдвардсу «выстрелить» не только из-за спины своего «ведущего», но еще и обогнать разом три машины соперников, но не начинающего пилота!
Тревор Бейн стал вторым самым молодым победителем в более чем 50-летней истории NASCAR, и сбросил разом 5 лет с возраста самого молодого триумфатора «Дайтоны 500», кем был никто иной, как 4-кратный Чемпион NASCAR Джефф Гордон, победивший в «Дайтоне 500» в возрасте 25 лет. Примечательно, что именно Гордон, правивший в NASCAR в 90-е, был в детстве кумиром для Бейна и именно Джефф наставлял Тревора перед стартом этой гонки, а на отборочных соревнованиях в преддверии «Дайтоны 500» (а это несколько гонок) они работали в паре! Очевидно, что чемпионские уроки не прошли даром и, став в 20 лет победителем самой престижной гонки NASCAR, Тревор Бейн на своем примере показал, что Америка вообще и ее гонки в частности – это страна настоящих возможностей, и это таки не шутка!…
Фото Ford