Испытать новинку – гибридный кроссовер Kia Niro – мы решили по-особенному. Чтобы раскрыть все его сильные и слабые стороны, «Автоцентр» и Первый Автомобильный телеканал отправились на Niro в большое путешествие – по местам, представляющим интерес с точки зрения альтернативной энергетики и технической культуры в целом.
Мы проложили два маршрута, на юг и на запад, нанизывая на нитку дороги россыпь больших и малых населенных пунктов Украины, где расположены инновационные объекты, примечательные и выдающиеся, как наш Kia. При этом в нескольких больших городах мы замеряли показатели, которые назвали «индекс Niro» – эффективность гибрида в разных условиях езды.
Начали мы с Одессы. Город у самого синего моря славен многими достопримечательностями, но мы выбрали малоизвестный многим из нас объект – стадион «Черноморец» одноименного футбольного клуба. Сооружение безоговорочно украинское: и проект, поначалу австрийский, но переделанный отечественными архитекторами, и подрядчики, и материалы. Самые маститые специалисты не верили, что на месте старого Центрального стадиона силами отечественных строителей можно соорудить новый спортивный комплекс. Объем работ за три года (2008-2011) в самом деле был проделан грандиозный: на 2 м над уровнем моря поднята вся территория, заглублено в грунт 3200 свай, установлено 186 светильников и 34 160 стульев для зрителей.
А уж об оформлении и говорить нечего – одесситы с их любовью к родному городу тут превзошли самих себя. У «Черноморца» четыре фасада, и каждый дизайном повторяет одну из всемирно известных одесских достопримечательностей: с юга – оперный театр, с востока – Карантинную арку, с запада – здание городской Думы, с севера – гостиницы «Лондонская» и «Красная». Интересно, что непосвященному человеку ни за что не догадаться, что он приехал на стадион, а не просто в гостиницу, бизнес-центр или фитнесс-клуб, – настолько велики и самодостаточны каждое из фасадных сооружений.
Фактически, стадион встроен в огромное здание, поскольку поле и трибуны по восьмисотметровому периметру со всех сторон окружают бизнес-центр, отель, рестораны, спортзалы. Один только бизнес-центр занимает 5 этажей и 10 тыс. м кв., а еще – двухэтажный фитнес-центр на 8 тыс. кв. м. с 25-метровым бассейном…
Особая гордость строителей «Черноморца» в том, что на территории стадиона и прилегающего парка им. Т. Шевченко не пострадало ни одно дерево, хотя по проекту предусматривался снос некоторых насаждений. К слову о парке: никакой границы между ним и территорией стадиона не существует, нет ограды, ворот и прочего. Жители и гости города свободно пользуются благоустроенной во всех смыслах инфраструктурой стадиона: лужайки, кафе, магазины, пункты проката...
Одесситы, работающие на «Черноморце», гордится, что стадион работает для всего города не только в те два-три дня, когда на поле проводятся матчи, а все тридцать дней месяца.
Несмотря на масштабы, стадион выглядит как-то по-домашнему уютно, гостеприимно. Не зря сюда часто просятся на игры «посторонние» команды – например, на матчи Лиги Европы и Суперкубка.
Сформировать такой имидж помогает замечательная локация на берегу моря, соседство со старым парком, крыша, затеняющая 75 % посадочных мест. Мы провели на «Черноморце» полдня и сами смогли убедиться: одесситы любят свой главный стадион, и он действительно является популярным местом для активного отдыха горожан всех возрастов. Во многом – благодаря его необычной архитектуре и техническим решениям в целом.
Путешествуя по стране на новом кроссовере Kia Niro, мы постарались оценить его гибридную сущность, выведя «Индекс Niro» – показатель, характеризующий его приспособленность к условиям городского движения. В каждом крупном городе мы проезжали ровно 15 км (через центр города в дневное время) и определяли три величины: время преодоления маршрута, расход топлива на нем и степень экономичности езды (по штатному борткомпьютеру). Дело в том, что лучше всего экономичность гибрида проявляется в городском режиме, когда: электродвигатель помогает бензиновому мотору ускоряться; электроника включает режим рекуперации и при торможениях превращает кинетическую энергию не в безполезное тепло для нагрева тормозных дисков, а в запас электроэнергии в батарее. Так вот, в Одессе мы на машине с тремя пассажирами и переполненным багажником преодолели 15 км за 1 ч 12 мин, при этом наш кроссовер «съел» 7,9 л топлива в перерасчете на 100 км и лишь 32 % пути проехал в экономичном стиле. В нашем случае раскрыть все прелести экономии на гибридном Niro в Одессе нам не удалось. Возможно, виной тому незнание города со множеством узких старых улиц на маршруте, их загруженности транспортом и активного стиля езды многих участников движения. Однако для таких условий вышеуказанный расход бензина можно считать более чем приемлемым.
Передвигаясь на автомобиле с нетрадиционной силовой установкой, мы не могли не заехать в Очаковский ветряной парк. Это электростанция возле села Дмитровка, использующая энергию ветра. Она состоит из четырнадцати ветряков суммарной мощностью 37,5 мегаватт. Станция украинская, вступила в работу в 2012 году, и даже часть ветрогенераторов на ней – отечественного производства. Они возвышаются на расстоянии 500 м друг от друга, и оценить масштаб сооружения сложно. Но в непосредственной близости ветроэнергические установки впечатляют: высота 100 м плюс еще 5 м– габарит гондолы с оборудованием. В ней, вознесенной в небо, где всегда дует ветер, размещены редуктор трехлопастного винта, генератор и трансформатор весом 6 тонн. Внутри вертикальной стойки устроен лифт, на котором на 100-метровую высоту периодически поднимаются специалисты сервисной службы. Использование энергии ветра особенно перспективно в южных регионах Украины, поскольку в этой равнинной местности практически всегда ветрено. Даже в дни, когда на земле царит полное безветрие, на стометровой высоте есть движение воздушных масс. Поэтому даже в штиль лопасти установок продолжают вращение, и генераторы дают энергию, хотя и не в таких больших количествах.
Во время нашего путешествия топливным партнером выступала сеть автозаправочных комплексов UPG. Компания с 14-летним опытом работы развернула свои станции в городах и на всех основных автомагистралях страны – всего их 56 . Но главным своим достоинством UPG считает высокое качество топлива, изготовленного в Белоруси по стандартам Euro 5 – начиная от дизеля и заканчивая премиальным высокооктановым А-98. Цены заметно (на 1-2 грн) ниже, чем на других сетевых АЗС. Кроме того, работает программа лояльности для клентов, на накопленные бонусы можно брать снова-таки топливо или товары из маркетов на самих АЗС. Различные акции – еще одна особеность UPG. Десятки украинских автомобилистов уже выигрывали турпутевки в далекие страны, получали вкусные призы, бесплатное топливо и даже новенький автомобиль. Отдельное внимание руководство компании уделяет подготовке сотрудников: персонал соответствующим образом обучен, проходит инструктажи. Администрация поддерживает оплату труда работников на уровне выше среднего по отрасли, чтобы предупреждать текучку кадров. По машрутам проекта «Индекс Niro» мы пересекли страну с севера на юг и от центра на запад. Везде, где мы встречали автозаправочные комплексы UPG, они выгодно отличались от большинства прочих чистотой и широким ассортиментом товаров. И, конечно же, качество бензина не вызывало никаких вопросов.