Николаев

Инфографика

Kia Niro: бесплатная энергия

В большом путешествии на кроссовере Kia Niro «Автоцентр» и Первый Автомобильный телеканал определили «индекс Niro» в Николаеве. Кроме того, пилоты авто с гибридной энергоустановкой приценились к родственному чуду энергетики – солнечным батареям.

Дальние загородные дороги – не лучше место для оценки качеств силовой установки гибридного типа. Почему-то считается, что такие автомобили лучше всего себя показывают в городе. Но наши пытливые журналистские натуры не могли сидеть без дела во время длинных путешествий между южными городами страны, поэтому прямо в пути исследовали работу гибдрида. И открыли, кстати, много интересного.

Как это работает

Итак, под оболочкой стильного кузова Niro скрываются бензиновый 1,6-литровый двигатель (цикл Аткинсона, 105 л.с., 141 Нм) и электромотор (45 л.с., 170 Нм). Последний питается от литий-ионной батареи с полимерным электролитом, в которой можно запасти 1,56 кВт мощности. Батарея заряжается при работе бензинового мотора и в режиме рекуперации – когда водитель тормозит или пускает машину накатом.

Index Niro

Для оценки гибрида Kia Niro с точки зрения городской эксплуатации мы выводили «индекс Niro» – показатель, характеризующий его приспособленность к условиям большого города. По Николаеву мы с полной загрузкой проехали 15 км, зафиксировав три величины: время на маршруте (38 мин), расход топлива (6,8 л/100 км) и часть пути, преодоленную в экономичном стиле (24 % от общего 15-километрового пробега по борткомпьютеру машины). При этом отдельно отметим: мы не старались сэкономить, двигались на загруженном авто в ритме общего потока транспорта и без оглядки на расходомер. Машин на улицах Николаева оказалось относительно немного, конкрентных пробок не было, не считая нескольких тянучек перед короткими светофорами. Кстати, это был не самый благоприятный режим для экономии топлива на гибридной машине. И тем не менее, учитывая полную загрузку машины и выбранный стиль езды, полученный результат можно считать высоким и труднодостижимым для обычного, негибридного, автомобиля с автомитической трансмиссией.

Niro – параллельный гибрид, т.е. оба типа привода могут работать как поодиночке, так и вместе. Трансмиссия – шестиступенчатый робот с двумя сцеплениями. Основной тяговой силой является ДВС, а электромотор подключается, когда, по мнению электронного мозга Niro, бензиновый движок оказывается в невыгодном положении (будет чрезмерно загрязнять атмосферу или потреблять лишнее топливо).

Наши наблюдения подтвердили заявленные характеристики. При старте с места автомобиль начинает движение исключительно на электротяге, и если давить на акселератор нежно, ДВС не будет запускаться довольно долго. Например, по ровной дороге мне удавалось проехать на одном только электромоторе более 1 км – на большее не хватило терпения, хотя автомобиль был готов продолжить эксперимент. Узнать о том, что машина движется на электричестве, можно с помощью индикаторов. Кроме того, на панели есть указатель запаса мощности в батарее, который в таком режиме заметно меняет показания.

Экономим на трассе

То же самое и при движении в «крейсерском» режиме: если не проявлять особой драйверской активности, автомобиль норовит при первой же возможности заглушить бензиновый двигатель и заменить его электрическим, а то и активировать рекуперацию. Кстати, неспешно двигаясь по шоссе, журналист «Автоцентра» достиг среднего расхода топлива (по показаниям борткомпьютера) 2,5 л/100 км. Через несколько километров, после ряда замедлений и перестроений, цифра начала расти и увеличилась до 4,5 л/100 км. Также было замечено, что гибрид периодически отказывается от потребления бензина на довольно высокой скорости – 60 км/ч и более. Двигаясь по ровной дороге без ускорений и обгонов, я замечал, что бензиновый двигатель заглушен и нас везет электромотор. Так продолжалось до тех пор, пока не приходилось прижимать акселератор посильнее или пока не встречался подъем.

Одним словом, стало понятно, что по экономии топлива у Kia Niro есть немалые резервы. И некоторые из них мы раскрыли на нашем последующем маршруте, о котором расскажем в отчетах о поездке по Западной Украине.

Энергия cолнца

Путешествуя на гибридном автомобиле, я чувствовал, что будто пользуюсь чем-то бесплатно. Ведь получалось, что часть пути наш Niro ехал на электроприводе, используя энергию аккумулятора. Причем к розетке (а значит, и к моему кошельку) это никакого отношения не имело: 1,5-киловаттная батарея пополняла свой запас электричества за счет кинетической энергии автомобиля при замедлении, торможении, на спусках. Поэтому мы не могли проехать мимо солнечной электростанции Tokmak Solar Energy. Как и на борту Kia Niro, тут получают электроэнергию от того, за что платить не приходится. В этом случае – от солнечной энергии. Мы посетили одно из полей станции, уникальное конструкцией стоек, удерживающих панели. Каждая поворачивается вслед за солнцем, как подсолнух, для соблюдения выгодного угла падения лучей. С периодичностью в 15 минут то от одного, то от другого модуля раздается короткое жужжание: это трекинговый механизм поворачивает всю громадину – панель площадью около 20 кв. м на не заметный глазу угол. Конструкция шарнира – украинская, ее спроектировали специалисты Tokmak Solar Energy. Интересно, что солнечную панель можно установить у себя дома. Как утверждают токмакские энергетики, домашняя солнечная мини-электростанция позволит продавать излишки энергии государству и окупится за 5-6 лет.

Kia

Наша заправка

Топливным партнером путешествия на Kia Niro выступила сеть автозаправочных комплексов UPG (ЧП «Укрпалетсистем»). Предприятие в Украине существует свыше 14 лет, сеть АЗК под обновленным брендом UPG развивается около 5 лет. На логотипе изображен круг, олицетворяющий земной шар, символизирующий мир и будущее. Все на месте: узнаваемый стиль бренда, чистота, приветливый персонал, набор услуг и, конечно же, топливо неизменно высокого качества. В каком бы регионе Украины мы не посетили АЗК UPG, везде нам предлагали настоящий белорусский бензин (собственно, оттуда же на UPG и другие виды топлива) и замечательный кофе с фирменной конфетой в виде комплимента от компании. Такое постоянство дорогого стоит. К слову, о здешнем кофе позже будет отдельный разговор, но главное – везде чувствуется единый корпоративный дух. И кое-что из личных наблюдений. На многих автозаправочных комплексах вдоль загруженных транспортом трасс уже чувствуется некоторая усталость – устаревает оборудование, меньше внимания уделяется уборке, очереди и на кассах, и в кафе. На этом фоне UPG выглядит вдвойне убедительнее и наряднее.