Ксенон, биксенон, светодиодная оптика… Новые технологии освещения становятся все доступнее. Почему же во всем мире самым популярным видом автоламп остаются галогенки?
Создание каждого нового типа источников света преследует две цели: увеличить световой поток автоламп и снизить потребление энергии. Дополнительно конструкторы – а с ними и автомобилисты – получают с новыми лампами некоторые особенности – как положительные, так и отрицательные.
Ксенону и LED-источникам (светодиоды) требуется специальная оптика и особые условия для работы, они все еще сложны в производстве и потому дороги. И только старые добрые «галогенки» остаются целиком сбалансированным продуктом, доступным самым широким кругам потребителей. И самое главное – лучшие модели галогеновых ламп накаливания по своей эффективности максимально приближены к уровню безопасности и стилю ксеноновых ламп. Но обо всем по порядку.
Все плюсы и минусы
Несомненные достоинства перспективных источников света отчасти нивелируются непременными условиями, которыми оговаривается их эксплуатация. Да, газоразрядные лампы (т.н. ксенон) отличаются высокой яркостью и малым потреблением тока, но требуют специальных блоков розжига и особых конструкций для переключения с дальнего на ближний. Чтобы они не слепили встречных водителей, автомобили необходимо оснащать устройствами динамической стабилизации луча и омывателями фар. Ну и цена на порядок выше, чем у стандартных лампочек.
Светодиодные источники и яркие, и экономичные, и компактные, и позволяют организовывать так называемое интеллектуальное освещение. Перестраивая форму светодиодного луча прямо на ходу за счет отключения части «пикселей»-диодов, можно затенять ненужные участки на дороге – в том числе и лобовое стекло встречного автомобиля, чтобы не ослеплять его водителя. Но LED-источникам требуется эффективное охлаждение полупроводникового излучателя, а стекла таких фар зимой, наоборот, могут элементарно обмерзать. К тому же цена «диодов» несоизмерима выше, чем у галогеновых ламп накаливания.
И на всем этом фоне «галогенки» выглядят очень даже успешными – не зря сегодня каждый второй автомобиль в Европе и каждый третий автомобиль в мире оснащен именно такими автолампами (статистика компании Philips). Почему? Прежде всего потому, что «галогенки» остаются самыми дешевыми, самыми неприхотливыми в работе и самыми нетребовательными к сопрягаемой с ними оптике. При адекватных технических характеристиках, естественно.
Элита галогенок
Конечно, чтобы спустя век после рождения оставаться в тренде и быть не хуже продвинутых последователей, «галогенки» должны быть достаточно совершенными. Вышеприведенная статистика касается ламп марки Philips – компании, которая не выпускает для вторичного рынка ламп со стандартными характеристиками.
Самая слабая из ее галогенных ламп – модель Vision, которая имеет увеличенный на 30% световой поток по сравнению со стандартной. Остальные шесть моделей также обладают повышенной яркостью: лампы Vision Plus ярче стандартной на 60 %, Philips X-treme Vision – на 100 %. Если луч света стандартной лампы «бьет» на 25 метров, то луч света, излучаемый лампой Philips X-treme Vision, длиннее на 35 метров. А ведь есть еще Philips X-tremeVision с характеристикой светоотдачи +130%!
«Галогенки» Philips могут быть интересны и тем, кому нужны не только безопасность, но и внешние эффекты. Ведь не секрет, что многие автомобилисты оснащают свои машины ксеноновым светом – как правило, незаводским, кустарным, – лишь для того, чтобы казаться «круче». При этом качество освещения снижается – по причине несоответствия «галогеновой» оптики конструкции ксеноновых ламп. Взамен такому варианту Philips разработал лампы накаливания BlueVision Ultra, CrystalVision и DiamondVision, их цветовая температура варьируется от 4300К до 5000К. Цветом луча они имитируют газоразрядные лампы, а качеством освещения превосходят кустарный ксенон.
Наконец, производитель доказал, что галогеновая лампа накаливания может быть долговечной. Ресурс службы автолампы Philips Long Life Eco Vision – 100 тыс. часов или 4-5 лет непрерывного использования. Правда, дешевые «галогенки» неизвестных производителей порой выходят из строя, наработав лишь несколько сот часов.
Секреты лучших
Конечно, выдающиеся показатели галогеновых ламп не распространяются на продукцию no name из некоторых восточных стран. Чтобы с конвейера сходили лампы, по характеристикам не уступающие (а то и превосходящие) источники света новых поколений, нужны немалые инвестиции в разработки и производство.
Так, тот же Philips использует несколько технологий, недоступных компаниям no name. Прежде всего это кварцевое стекло Philips Quartz glass для колб, которое помогает продлить срок службы, повысить яркость автоламп и почти на 100% задерживает УФ-излучение, пагубно влияющее на пластик фар.
Также долговечности и качеству в целом содействует контроль производственного цикла ламп Philips на каждом из этапов, так что показатель дефектных изделий держится в пределах 15-20 штук на миллион. Такие высокие показатели качества не снились незаводскому ксенону или no name LED-лампам, появившимся недавно в торговых сетях Украины – при том что цены на фирменные «галогенки» заметно демократичнее.