Япония: Дорогой восходящего солнца

В представлении европейцев Япония – одна из наиболее экзотических стран, которую только можно вообразить. Культура и традиции, климат и кухня – все это разительно отличается от привычного нам уклада. Неудивительно, что и жизнь японского автомобилиста полна совершенно неожиданных, а порой и странных нюансов.

В представлении европейцев Япония – одна из наиболее экзотических стран, которую только можно вообразить. Культура и традиции, климат и кухня – все это разительно отличается от привычного нам уклада. Неудивительно, что и жизнь японского автомобилиста полна совершенно неожиданных, а порой и странных нюансов.

Японская идея о слиянии искусственного с естественным проявляется в бетонных противооползневых щитах на горных дорогах – они сделаны в форме скал, чтобы не вносить «фальши» в окружающий пейзаж. Водителям на дороге помогают похожие на поребрики гоночных трасс красные «зебры» перед крутыми поворотами, объемные желтые резиновые разделительные полосы-бордюры, а также электронные указатели и информационные щиты. Торжественный цвет (и цвет скорби) в Японии не черный, а белый; поэтому «крутые» японские авто выглядят весьма непривычно для нас. Дожди в Японии не редкость, поэтому парковки предусмотрены не только для машин, но и… для зонтиков! Автомобильный парк Японии растет не по дням, а по часам – если 10 лет назад цифра немногим превышала 60 млн., то сейчас он составляет около 75 млн. машин. Практически все скоростные магистрали платные; средний тариф составляет 700 иен (примерно $6). Торжественный цвет (и цвет скорби) в Японии не черный, а белый; поэтому «крутые» японские авто выглядят весьма непривычно для нас. По Японии на автомобиле По Японии на автомобиле По Японии на автомобиле По Японии на автомобиле По Японии на автомобиле По Японии на автомобиле По Японии на автомобиле По Японии на автомобиле

В представлении европейцев Япония – одна из наиболее экзотических стран, которую только можно вообразить. Культура и традиции, климат и кухня – все это разительно отличается от привычного нам уклада. Неудивительно, что и жизнь японского автомобилиста полна совершенно неожиданных, а порой и странных нюансов.

Чем поражает Япония «гайядзинов» – так здесь называют приезжих, иностранцев, – кроме необходимости пользоваться деревянными палочками, которыми едят не только суши и рис, а даже суп? В первую очередь – гармоничным объединением многих вещей, которые на первый взгляд кажутся несовместимыми. С одной стороны – максимальная простота прямоугольных форм домов, квартир и даже машин; с другой – замысловатые иероглифы, причудливые кимоно и напичканные электроникой небоскребы. Один из главных устоев японской культуры – все искусственное, сделанное людьми, должно гармонично вписываться в окружающий мир, не нарушать красоту природы и уж тем более не наносить ей вреда. Ну а чтобы этого добиться, нужно много и упорно работать, стойко переносить все сложности и неприятности, будь то землетрясения, тайфуны или нехватка природных ресурсов.

Впрочем, целью нашего визита в Страну восходящего солнца было не полное проникновение в японский стиль жизни, а короткая пробная поездка по местным дорогам. Отчасти нам повезло – бушевавший на юге страны циклон лишь краешком задел наш регион, затянув небо серыми тучами и полив дороги небольшим моросящим дождем. Вообще, осадки, приносимые тайфунами, тут не редкость – к примеру, в начале лета сезон дождей длится около месяца. Неудивительно, что местные дороги строят с учетом климата – так, многие из них покрыты специальным «пористым» асфальтом, на котором не собираются лужи.

Плата за сервис

За полдня мы преодолели порядка 300 км, но даже за это короткое время поняли – забота о водителях здесь превыше всего. Дороги, даже проселочные, покрыты ровным, без изъянов асфальтом. Хотя длина скоростных магистралей составляет всего 0,6% протяженности всех дорог с твердым покрытием.

Правда, за большинство удовольствий приходится расплачиваться, причем в прямом смысле. На автомагистралях пункты оплаты расположены довольно часто; обычно въезд на такую дорогу стоит 700 иен (около $6). Такие же пункты можно встретить и на некоторых дорогах местного значения, особенно в окрестностях природных заповедников. Правда, процедура оплаты, как и многое другое, упрощена до предела. Большинство машин оборудованы электронным «платильщиком», который представляет собой блок с щелью-приемником для пластиковой платежной карты и позволяет проезжать через точки оплаты без остановки – все «разборки» обеспечивает электроника. Главное – верить в нее и не снимать ногу с педали газа, двигаясь на закрытый шлагбаум, который обязательно подпрыгнет вверх перед самым носом машины. Если, конечно, деньги на карточке не закончились…

Вообще, владение автомобилем в Японии – дорогое удовольствие. Не касаясь стоимости самих машин, отметим, что за право содержать своего «железного коня» на открытой коммерческой стоянке надо заплатить порядка $400 в месяц. Прибавив к этому расходы на бензин, страховку, обслуживание и ремонт, легко выйти на сумму $1000 ежемесячно.

Делай, как все!

Немало хлопот жителям городов доставляет и парковка – особенно в центре Токио. Естественно, здесь множество платных стоянок; однако они недешевы. Особенно популярны парковки универмагов. Достаточно сделать там копеечную покупку, и предъявленный чек освобождает от платы за парковку.

Впрочем, на короткое время можно бесплатно припарковаться и на улице. Однако для этого водителю сначала придется накрутить немало километров вокруг одного квартала, чтобы найти освободившееся место. И беды на этом не заканчиваются – дело в том, что вокруг того же квартала постоянно курсирует компактная полицейская машина. Один из сидящих в ней, не выходя из автомобиля, специальным стеком с мелком на конце делает сигнальную отметку у колеса каждого припаркованного авто. Если на следующем круге патруля колесо будет стоять на том же месте, немедленно вызывается эвакуатор, и владельцу приходится искать машину на штрафплощадке!

Учитывая все это, а также легендарные токийские пробки, где можно за час-полтора продвинуться на несколько сот метров, неподдельное удивление и восхищение вызывает подчеркнуто спокойный стиль вождения японских водителей. Все разгоны осуществляются плавно, «шашечками» никто не ездит – впрочем, и плестись медленнее основного потока никто не будет. Похоже, самый популярный лозунг тут: «Делай, как все». Так, если кто-то на глазах у дисциплинированной толпы пешеходов, ожидающих зеленый свет, пойдет на красный, остальные друг за дружкой тоже потянутся за нарушителем! То же и на автомагистрали: если знак ограничивает скорость 100 км/ч, но некто при этом разгонится до 120 км/ч, остальные (впрочем, как и у нас) дружно прибавляют газ. Правда, объясняется это тем, что за превышение скорости до 30 км/ч не штрафуют.

Побеждать, не гоняясь

Многочасовые пробки, узкие полосы, плотные потоки машин, частые развязки – все это само по себе охлаждает водительский пыл и не вызывает желания полихачить. Может быть, именно поэтому более-менее успешных японских гонщиков можно пересчитать по пальцам, тогда как местные автопроизводители часто побеждают в различных автоспортивных дисциплинах (кольцевые гонки, классическое ралли и ралли-рейды). Впрочем, это всего лишь один из множества парадоксов Страны восходящего солнца…

Япония – островное государство в Восточной Азии.
Состоит примерно из 6800 островов общей площадью 378 тыс. кв. км.
Самые крупные острова – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, на которые приходится 99% всей территории страны.
Территория Японии на 68% состоит из гор, самая высокая из которых – Фудзи (3776 м).
Столица – Токио.
Население – 127 млн. человек.
Высший орган государственной власти – парламент. Глава государства – император.
Официальный язык – японский.
Национальная валюта – иена (курс составляет 118,9 иены за 1 доллар США).
Наиболее распространенные религии – буддизм и синтоизм.
Дорожное движение – левостороннее.

 Личное мнение 

Сергей Тарнавский
Главный редактор. Водительский стаж 22 года. Ездит на Volvo S60

Раньше мне никогда не доводилось управлять машиной в Японии, поэтому пришлось «на ходу» привыкать и к машине и к левостороннему движению: чувствовать габариты с места пассажира, не включать «дворники» вместо поворотов, читать «наоборот» картинку в зеркале заднего вида и так далее. Но самое трудное – научиться по-другому ориентироваться, чтобы, выезжая на перекресток, не отворачиваться от машин, которым нужно уступить дорогу, и не пытаться постоянно выехать на встречную полосу. Зато на многополосной автомагистрали достаточно комфортно: по крайней мере, самый быстрый ряд – крайний правый, что зачастую бывает и у нас в столице.

На многоуровневых развязках, как, впрочем, и в городе, невозможно куда-либо доехать, не пользуясь навигационной системой. Во многом это объясняется тем, что у улиц зачастую… нет названий, а нумерация домов зависит от того, в каком порядке их строили (к примеру, № 1 здесь, № 2 в другом конце квартала и так далее). Впрочем, и здесь об иностранцах не забывают – хороший графический интерфейс «навигации» позволяет легко ориентироваться в пространстве, даже не понимая подсказок на японском языке. Кроме того, найти нужное направление помогает изобилие дорожных знаков и световых табло.

 Serena без сирены

 

Наше путешествие проходило на минивэне бизнес-класса Nissan Serena – одном из типичных представителей местного стиля volume-auto. Выпускающаяся с 1991 года модель недавно претерпела очередные изменения и теперь предлагается как в полноприводной модификации, так и в версии с передним приводом. Выводя новое поколение на рынок весной 2005 года, компания Nissan поставила перед собой цель реализовывать в год до 6000 автомобилей Serena по цене от 2121000 иен (примерно $17650).

По японским меркам 8-местная Serena длиной 4,69 м – довольно крупный минивэн. Вместе с тем он оборудован 2,0-литровым впрысковым бензиновым мотором с вариатором CVT, что позволяет экономить топливо и свести к минимуму вредные выбросы. Такой двигатель не располагает к активному драйву, на подъемах и при обгонах монотонно подвывает, но позволяет уверенно держаться в общем потоке машин. Подвеска, настроенная исключительно с расчетом на качество японских дорог, вполне комфортная, хотя и «сбитая» – машина проходит виражи без заметных кренов. Большие – а главное, высокие! – лобовое стекло и боковые окна обеспечивают отличную обзорность вперед и по сторонам; при движении назад кстати не только зеркала, но и видеокамера.

Одна из приятных особенностей Serena – сдвижные задние двери, знакомые большинству украинцев по многочисленным маршруткам, здесь оснащены сервоприводом. Нажал на кнопочку – и дверь сама (то есть с помощью электропривода) приняла нужное положение. Главное в этот момент: обуздать свои инстинкты и не давать волю рукам, которые так и рвутся «помочь» – можно вырвать рычаг привода или сломать редуктор.

 Японский размер: 3395х1475

В условиях острого дефицита земли и огромного количества автомобилей (сейчас в стране находится в эксплуатации около 75 млн. авто – примерно две машины на трех жителей) избавиться от пробок и тянучек в крупных городах не помогают даже многоуровневые эстакады. Поэтому японцы очень ценят уют и простор в салонах своих автомобилей, что и находит отражение в многообразии так называемых volume-auto – фургоноподобных моделей разных размеров, хорошо «нафаршированных», вплоть до видеотехники с TV-тюнерами и DVD-проигрывателей. А в прайс-листах, рекламных буклетах или журнальных статьях в разделе ТТХ обязательно указываются не только габариты машины, но и размеры салона! Стоит также отметить, что в северных районах страны зима настоящая, что с учетом изобилия горных дорог значительно повышает интерес к полноприводным моделям.

Дефицит жизненного пространства испытывают не только люди, но и их машины. Житель Токио, например, сможет купить автомобиль только после предоставления справки о том, что располагает местом для ночной стоянки. Часто для этого приходится сдать на свалку своего старого друга, даже если ему всего 7 – 10 лет. Очень популярны в Японии маленькие автомобильчики с объемом двигателя, не превышающим 0,66 л, длиной не более 3,395 м и шириной не более 1,475 м. Модели с подобными размерами есть у большинства местных производителей. Такая жесткая привязка к габаритам обусловлена, в первую очередь, четкими размерами парковочных мест на маленьких узких улочках Токио.

Сергей Иванов
Фото автора и Евгения Егорова

Редакция благодарит компанию «Ниссан Мотор Украина» за помощь в организации поездки