
Япония: Дорогой восходящего солнца
В представлении европейцев Япония – одна из наиболее экзотических стран, которую только можно вообразить. Культура и традиции, климат и кухня – все это разительно отличается от привычного нам уклада. Неудивительно, что и жизнь японского автомобилиста полна совершенно неожиданных, а порой и странных нюансов.
![]() | ![]() | В представлении европейцев Япония – одна из наиболее экзотических стран, которую только можно вообразить. Культура и традиции, климат и кухня – все это разительно отличается от привычного нам уклада. Неудивительно, что и жизнь японского автомобилиста полна совершенно неожиданных, а порой и странных нюансов. |
Чем поражает Япония «гайядзинов» – так здесь называют приезжих, иностранцев, – кроме необходимости пользоваться деревянными палочками, которыми едят не только суши и рис, а даже суп? В первую очередь – гармоничным объединением многих вещей, которые на первый взгляд кажутся несовместимыми. С одной стороны – максимальная простота прямоугольных форм домов, квартир и даже машин; с другой – замысловатые иероглифы, причудливые кимоно и напичканные электроникой небоскребы. Один из главных устоев японской культуры – все искусственное, сделанное людьми, должно гармонично вписываться в окружающий мир, не нарушать красоту природы и уж тем более не наносить ей вреда. Ну а чтобы этого добиться, нужно много и упорно работать, стойко переносить все сложности и неприятности, будь то землетрясения, тайфуны или нехватка природных ресурсов.
Впрочем, целью нашего визита в Страну восходящего солнца было не полное проникновение в японский стиль жизни, а короткая пробная поездка по местным дорогам. Отчасти нам повезло – бушевавший на юге страны циклон лишь краешком задел наш регион, затянув небо серыми тучами и полив дороги небольшим моросящим дождем. Вообще, осадки, приносимые тайфунами, тут не редкость – к примеру, в начале лета сезон дождей длится около месяца. Неудивительно, что местные дороги строят с учетом климата – так, многие из них покрыты специальным «пористым» асфальтом, на котором не собираются лужи.
Плата за сервис
За полдня мы преодолели порядка 300 км, но даже за это короткое время поняли – забота о водителях здесь превыше всего. Дороги, даже проселочные, покрыты ровным, без изъянов асфальтом. Хотя длина скоростных магистралей составляет всего 0,6% протяженности всех дорог с твердым покрытием.
Правда, за большинство удовольствий приходится расплачиваться, причем в прямом смысле. На автомагистралях пункты оплаты расположены довольно часто; обычно въезд на такую дорогу стоит 700 иен (около $6). Такие же пункты можно встретить и на некоторых дорогах местного значения, особенно в окрестностях природных заповедников. Правда, процедура оплаты, как и многое другое, упрощена до предела. Большинство машин оборудованы электронным «платильщиком», который представляет собой блок с щелью-приемником для пластиковой платежной карты и позволяет проезжать через точки оплаты без остановки – все «разборки» обеспечивает электроника. Главное – верить в нее и не снимать ногу с педали газа, двигаясь на закрытый шлагбаум, который обязательно подпрыгнет вверх перед самым носом машины. Если, конечно, деньги на карточке не закончились…
Вообще, владение автомобилем в Японии – дорогое удовольствие. Не касаясь стоимости самих машин, отметим, что за право содержать своего «железного коня» на открытой коммерческой стоянке надо заплатить порядка $400 в месяц. Прибавив к этому расходы на бензин, страховку, обслуживание и ремонт, легко выйти на сумму $1000 ежемесячно.
Делай, как все!
Немало хлопот жителям городов доставляет и парковка – особенно в центре Токио. Естественно, здесь множество платных стоянок; однако они недешевы. Особенно популярны парковки универмагов. Достаточно сделать там копеечную покупку, и предъявленный чек освобождает от платы за парковку.
Впрочем, на короткое время можно бесплатно припарковаться и на улице. Однако для этого водителю сначала придется накрутить немало километров вокруг одного квартала, чтобы найти освободившееся место. И беды на этом не заканчиваются – дело в том, что вокруг того же квартала постоянно курсирует компактная полицейская машина. Один из сидящих в ней, не выходя из автомобиля, специальным стеком с мелком на конце делает сигнальную отметку у колеса каждого припаркованного авто. Если на следующем круге патруля колесо будет стоять на том же месте, немедленно вызывается эвакуатор, и владельцу приходится искать машину на штрафплощадке!
Учитывая все это, а также легендарные токийские пробки, где можно за час-полтора продвинуться на несколько сот метров, неподдельное удивление и восхищение вызывает подчеркнуто спокойный стиль вождения японских водителей. Все разгоны осуществляются плавно, «шашечками» никто не ездит – впрочем, и плестись медленнее основного потока никто не будет. Похоже, самый популярный лозунг тут: «Делай, как все». Так, если кто-то на глазах у дисциплинированной толпы пешеходов, ожидающих зеленый свет, пойдет на красный, остальные друг за дружкой тоже потянутся за нарушителем! То же и на автомагистрали: если знак ограничивает скорость 100 км/ч, но некто при этом разгонится до 120 км/ч, остальные (впрочем, как и у нас) дружно прибавляют газ. Правда, объясняется это тем, что за превышение скорости до 30 км/ч не штрафуют.
Побеждать, не гоняясь
Многочасовые пробки, узкие полосы, плотные потоки машин, частые развязки – все это само по себе охлаждает водительский пыл и не вызывает желания полихачить. Может быть, именно поэтому более-менее успешных японских гонщиков можно пересчитать по пальцам, тогда как местные автопроизводители часто побеждают в различных автоспортивных дисциплинах (кольцевые гонки, классическое ралли и ралли-рейды). Впрочем, это всего лишь один из множества парадоксов Страны восходящего солнца…
![]() | |
| |
![]() |
Serena без сирены | |
| |
![]() |
Японский размер: 3395х1475 | |
| |
![]() |