-871x572-c-default.jpg)
В Suomi* на авто
Такое жаркое начало лета, как в нынешнем году, настраивает на мысль, что отдыхать в этом сезоне лучше где-нибудь на севере. Один из наиболее смелых вариантов – Финляндия, куда мы отправились на автомобиле.
Такое жаркое начало лета, как в нынешнем году, настраивает на мысль, что отдыхать в этом сезоне лучше где-нибудь на севере. Один из наиболее смелых вариантов – Финляндия, куда мы отправились на автомобиле.
* Самоназвание Финляндии
Не будем углубляться в описание достопримечательностей, попробуем лишь передать полученный в поездке опыт. Маршрут проложили заранее – через Беларусь, Литву, Латвию и Эстонию, а также забронировали отель в Риге и паром из Таллинна в Хельсинки. Выехав из Киева в 4 часа утра 7 мая, мы определили конечную точку первого дня путешествия – Рига. По расчетам нашей навигационной системы, в столицу Латвии мы должны были прибыть к шести-семи вечера того же дня.
Таможня дает добро… Но медленно
Первые корректировки графика появились на украинско-белорусской погран-переходе. Из страны нас выпустили быстро, а вот «соседи» впускать не торопились. Причина – бумажная волокита и отсутствие информации. Поэтому советуем брать у таможенника (без очереди) сразу две таможенные декларации – вторая понадобится на завершающей стадии таможенного контроля. Пройдя все бюрократические перепоны, через два часа мы колесили по вполне европейским дорогам Беларуси, где контроль за нарушением ПДД жестче, чем в Украине. Объехав по окружной Гомель и завернув на обед в Минск, уже где-то в 13.00 мы отправились к границе Литвы, куда попали к 16.30. Придорожных ресторанчиков и кафешек в Беларуси маловато, разве что есть ухоженные паркинги с банкетками и столиками, где можно позавтракать или пообедать, достав из багажника продпаек, заготовленный в Украине. Уже при приближении к переходу Каменный Лог нас насторожила многокилометровая очередь грузовиков. Добравшись до вереницы легковушек из нескольких сотен авто, мы отправились в пешую разведку. По поводу очереди белорусские таможенники говорили – мол, Литва не пускает, и, когда таможня заработает, неизвестно. Хотя на самом деле проблема – в ажиотаже: белорусы перед ожидаемым поднятием тарифов на растаможку авто гонят из Литвы б/у машины, а литовцы возят домой дешевый белорусский бензин. Перспектива вырисовывалась невеселая, поэтому решили ехать в другой пропускной пункт. Ближайший – в Котловке – был на расстоянии почти 50 км. Там мы оказались в очереди 50-ми! Однако и здесь простояли около 4-х часов, не сдвинувшись ни на метр. И только на закате солнца на таможне зашевелились, а почти через час, когда попали на пропускной пункт, началась классическая бумажная волокита. Пришлось оббегать множество окошек, заполнить декларации, пройти паспортный контроль, предоставить на осмотр машину, взять пропуск на выезд… Другое дело – работа литовских таможеников и пограничников. Уже на литовском переходе нас встретила девушка-таможенник. Она сама собрала паспорта и, попросив не выходить из машины, так как на улице холодно, поставила печати. И все – мы свободны. Потеряв на белорусском переходе пять с половиной часов, уже ночью мы оказались на территории Евросоюза. Здесь самым сложным было не уснуть – дороги идеальные, везде разметка, машин мало, а усталость давала о себе знать. Да и со скоростным режимом нельзя расслабляться. Полицейские патрули в Литве и Латвии работают и ночью. Так как таможня отняла у нас слишком много времени, прогулкой по Вильнюсу пришлось пожертвовать. Через сутки после выезда, в 4 утра, мы прибыли в Ригу и поселились в недорогом отеле, где двухместный номер стоит чуть более 40 евро. Кстати, в такую дорогу обязательно нужно брать навигацию с подробными картами стран, в которые вы едете, так как ночью трудно найти отель в незнакомом городе – спросить не у кого, все люди спят.
![]() | ![]() |
В центре Риги установлен памятник героям сказки «Бременские музыканты», подаренный столице Латвии городом Бременом. |
В музей – обязательно!
После короткого сна мы знакомились со столицей Латвии. Очень красивый город чем-то напоминает Львов. Гуляя по уютным старинным улочкам Риги, мы не хотели верить, что на улице 21-й век. Сделали огромное количество фотографий, рижане рассказали нам легенду о символе Риги – черной кошке. Здесь же обнаружили памятник героям сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» – петуху, коту, собаке и ослу. Спросите, почему немецкие сказочные персонажи в Латвии? Ответ прост – Рига является городом-побратимом Бремена, который и подарил Риге эту скульптуру. Кстати, загадав желание, необходимо каждому персонажу потереть нос. В Риге также можно посетить автомобильный музей, который находится на ул. С. Эйзенштейна, 6. Он насчитывает сотни экспонатов – автомобилей, мотоциклов, велосипедов и моторов. Двери музея открыты ежедневно с 10.00 до 18.00, вход стоит чуть более 30 грн.
Эстонский контроль
Далее наш путь пролегал в столицу Эстонии Таллинн, где были забронированы билеты на паром в Хельсинки (5-6 рейсов в день). Бронировать билеты на паром лучше заранее, так как по приезде может не оказаться места для машин. Наиболее загруженные дни – выходные, особенно воскресенье. В Эстонии бросается в глаза большое количество полиции, контролирующей скоростной режим. Причем патрульные автомобили стоят в самых неожиданных местах на трассах и улицах городов, а также движутся в потоке и навстречу авто, замеряя скорость. Да и стационарно установленных радаров много.
Таллинн по красоте не уступает Риге. Конечно, наиболее интересен старый город, включенный, как и Рига, в список всемирного достояния ЮНЕСКО. В городской ратуше 1404 года, которая стала символом фильма «Приключения Электроника», мы нашли небольшое кафе, где всего за 5 евро перекусили супом с булочками с различной эксклюзивной мясной начинкой и бокалом местного пива. Те, кому предстояло сесть за руль, довольствовались не менее вкусным местным квасом. Приближалось время погрузки на паром, и мы с сожалением попрощались с Таллинном.
Стоимость перевозки на пароме меняется в зависимости от сезона и загрузки. Билет на автомобиль может стоить от 26 до 38 евро и 28–44 евро за человека. Кстати, на выезде с парома водителей зачастую проверяют на алкоголь, «задувая» алкотестером.
На родине Муми-тролля
Конечный пункт нашего автотура – Финляндия. Страна тысячи озер интересна в любое время года. Здесь можно найти массу развлечений – от великолепной рыбалки до «тест-драйва» различных типов саун. В отличие от Прибалтики, в Финляндии на дорогах редко увидишь полицию. Но все ездят аккуратно и по правилам. Интересно то, что здесь бывают массовые проверки алкотестерами, когда несколько полицейских стоят на разделительной полосе дороги или перекрестке и поочередно «задувают» каждого водителя. Заправки прямо у автобанов здесь редкость. АЗС располагают в стороне от дороги, хотя самые крупные, с магазинами и кафе, например Shell, заметны и со стороны трассы, а не только на экране навигатора. В одном из самых крупных городов Финляндии – Тампере, куда мы отправились, будет интересно и взрослым, и детям. Кроме исторической части города, советуем посетить автомобильную деревню «Мобилия» (вход – 10 евро). Здесь размещены экспонаты раритетной и раллийной техники. Ретромашины Ford Anglia 1963 года, Volkswagen Beetle 1966 г. в., Saab 96 1974 г. в. и Toyota Corolla 1971 г. в. можно даже взять напрокат. А такие авто 1952 г. в., как Jaguar Mark 7, ГАЗ М20 «Победа» и Chrysler New Yorker 1972 г. в. можно арендовать вместе с водителем. Детей стоит свозить в «Долину Муми-тролля» (билет – 20 евро). Вечером можно посетить вращающийся ресторан в башне «Нясиннеула», высота которой 168 метров. Каждый час он совершает полный оборот. Ужиная, вы будете наслаждаться постоянно меняющимися видами города и красивейших озер – здесь их около двух сотен. Остановились мы неподалеку от Тампере, в городке со знакомым названием Нокиа, в отеле Rantasipi Eden с великолепным аквапарком, множеством саун и видом на озеро. Стоимость проживания на двоих в летний период – 163 евро.
Теперь домой?
Возможно, полученный нами опыт поможет вам в подобном путешествии. Но если вы живете в западных регионах страны, лучше проложите свой маршрут через Польшу. Сэкономленное время и нервы, потраченные на таможнях Беларуси, того стоят. Домой мы возвращались совершенно иным маршрутом, но это уже другая история.
Автомобиль
Машину для путешествий подбирают в зависимости от количества пассажиров и продолжительности поездки. Для нашего экипажа с тремя сменными водителями нужен был универсал, например, Skoda Octavia Tour. Его мы нашли у наших партнеров в прокатной компании Sixt Ukraine. Недельная аренда такого авто обходится в 352 евро. Хотя можно вложиться в меньшую сумму. Так, аренда на неделю Skoda Fabia будет стоить 281 евро. Любителям роскоши предлагают даже Porsche Cayenne за 1459 евро. При более длительном прокате суточная стоимость еще меньше.
Топливо
Наиболее выгодно было заправляться в Беларуси, а самый дорогой бензин – в Финляндии. Рассчитываться за топливо в течение всего путешествия можно банковской картой, чтобы не искать обменники для покупки местной валюты (в Литве и Латвии). А вот в Беларуси на стелах АЗС попеременно высвечиваются цены во всех валютах, соответственно, в кассе принимают российские и белорусские рубли, американские доллары и евро. От украинской границы до Финляндии мы заправлялись на разных АЗС, а съехав с парома в Хельсинки, на пути нам попалась АЗС знакомой сети Shell с таким же хорошим топливом и развитым сервисом, как и в Украине. Поэтому далее поиск навигации мы настроили только на АЗС Shell. Средний расход топлива за всю поездку составил 8 литров на «сотню».
Стоимость 1 литра 95-го бензина (евро) | |
Страна | Цена |
Украина | 0,9 |
Беларусь | 0,85 |
Литва | 1,33 |
Латвия | 1,27 |
Эстония | 1,22 |
Финляндия | 1,6 |
Автомобиль: оснащение и техсостояние
Перед выездом за рубеж нужно ознакомиться с тамошними требованиями к автомобилям. В Украине наиболее полную информацию мы получили в «Лаборатории технических экспертиз «Автологистика», которая работает в партнерстве с немецким органом сертификации TV NORD. По словам ведущего специалиста по диагностике Виталия Грищенко (на фото), требования к автомобилям в Евросоюзе изложены в Венской конвенции. Согласно этим требованиям машина не должна иметь внешних повреждений, трещин стекол и тонировки лобового и передних боковых стекол, за исключением заводской. Неродной «ксенон» придется демонтировать, вернув штатные галогенки. Аптечка и огнетушитель должны быть не старше шести месяцев. Причем аптечка должна соответствовать евростандарту (есть в любой аптеке) и иметь 18 наименований компонентов. Помимо элементов ЗИП, регламентированных украинскими ПДД, багажник следует «доукомлектовать» светоотражающими жилетами (надеваются при поломке машины на дороге). Также нужно приобрести страховку гражданской ответственности за рубежом, так называемую Зеленую карту. На задний бампер стоит наклеить знак UA, а из салона обязательно убрать антирадар (в Европе запрещен). В случае поломки вашего авто в странах Евросоюза его могут отправить на ремонт, а «там» это удовольствие довольно дорогое. Поэтому перед поездкой лучше показать машину специалистам, которые заменят детали, доживающие свой ресурс.