X

В гостях у тамплиеров

Знаем ли мы историю своей страны? Только человек поверхностный сочтет школьный курс исчерпывающим. Даже для меня, историка по образованию, было неожиданностью, что один из замков недалеко от Ужгорода – бывший оплот тамплиеров.

Знаем ли мы историю своей страны? Только человек поверхностный сочтет школьный курс исчерпывающим. Даже для меня, историка по образованию, было неожиданностью, что один из замков недалеко от Ужгорода – бывший оплот тамплиеров.

Знаем ли мы историю своей страны? Только человек поверхностный сочтет школьный курс исчерпывающим. Даже для меня, историка по образованию, было неожиданностью, что один из замков недалеко от Ужгорода – бывший оплот тамплиеров.

Только основательно «окунувшись» в науку, понимаешь, как мало знаешь на самом деле. Проект «Невiдома Україна з Land Rover» как раз и задуман для стирания таких вот «белых пятен», незаслуженно обойденных туристами. После путешествия на Арабатскую стрелку («АЦ» № 43'2006) наш путь лежал в противоположную сторону – в Закарпатье, истинную терра-инкогнита Украины. Дело в том, что за многовековую историю ужгородские земли принадлежали кому угодно: племенам карпанов, монголо-татарским кочевникам, угорским и трансильванским феодалам, князьям Киевской Руси, мадьярским королям, императорам Австро-Венгрии. При изучении истории края невольно напрашивается вывод, что, воюя без перерыва, на летописи здесь не отвлекались. Отсюда и хроническая путаница в датах-именах-событиях, и редкая для Украины концентрация крепостей-замков. Ведь в свое время Ужгород называли «ключом от Карпат» – это был единственный путь через Ужоцкий перевал из Венгрии в Польшу и обратно.

Поганая Дева

Первым пунктом нашей закарпатской экспедиции стал как раз такой «КП» – Невицкий замок, возвышающийся на вершине потухшего вулкана, всего в дюжине километров от Ужгорода. Заложенный в XI веке, три столетия спустя он был основательно перестроен то ли турецкой царевной, то ли угорской графиней, прозванной Поганой Девой. Столь нелестное прозвище – следствие ее жестокого обращения с подданными. Так, для перестройки этого замка она не только обложила прилегающие земли неподъемными налогами – оброком, но и сгоняла на работы всех от мала до велика. А для большей крепости стен приказала гасить известь яичными белками, кровью и молоком, в том числе материнским. Гораздо оптимистичнее выглядит версия о возникновении названия Невицкого замка – по преданию, в нем от угона в рабство прятали закарпатских невест.

Приют для путников

Но обо всех подробностях гораздо интересней узнать на месте. Нам в этом смысле очень повезло – стать нашим проводником согласился князь Петр Голицын. Да-да, представитель одного из старейших сохранившихся княжеских родов. Уже после получаса общения с этим удивительно интеллигентным и образованным человеком сложилось впечатление, что он знает о Закарпатье все.

Для путешествующих на внедорожниках есть весьма интересный маршрут подъема на хребет Яворник. Наградой забравшимся на полуторакилометровую высоту станет самый настоящий приют для путников, сохранившийся в первозданном виде еще с тех времен, когда эти земли принадлежали Австро-Венгрии. Здесь есть все необходимое, чтобы отдохнуть-переночевать: сруб с лежанками, печь, запасы воды, дров и нехитрой снеди. А живописать открывающиеся красоты Карпат – пустая трата сил, времени и журнальной площади. Лучше хоть раз увидеть…

Замок тамплиеров

На следующий день нас ждал еще один замок, который, в отличие от Невицого, без посторонней помощи найти очень трудно. Проехав центр села Среднее (оно находится посередине между Ужгородом и Мукачево), у мельницы нужно повернуть направо в малозаметный переулок. И смотреть во все глаза на пустыри между дворами – ведь крепость весьма своеобразна. Доподлинно о ней известно всего ничего: построена в ХІІІ веке монахами наиболее влиятельного в те времена католического ордена тамплиеров. Да-да, именно того, который так интересовал Вальтера Скотта, Умберто Эко, Мориса Дрюона, Дена Брауна и впоследствии стал отправной точкой для масонства. В свое время Ватикан впал в настолько сильную финансовую зависимость от этого ордена, что был вынужден отлучить его от церкви. Тамплиеров приютил мадьярский король. Почему монахи выбрали именно центр равнинной части Закарпатья, в то время как все остальные крепости строились в предгорьях, – лишь одна из загадок Среднянского замка. Почему сохранился только один подземный этаж, хотя в остальных замках ордена их как минимум шесть? Какими исследованиями занимались рыцари-ученые глубоко под землей? Что почти через 200 лет вынудило их в спешном порядке (на сборы давались ровно сутки) покинуть замок? И почему в Закарпатье так и не было обнаружено ни одного захоронения монахов этого запрещенного ордена?

Кстати, по периметру этой отнюдь не фортификационной крепости угадывается ров: в советские времена сокровища тамплиеров искали на государственном уровне, с бульдозерами, экскаваторами и бурами, но наткнулись на скальную породу. При этом, по словам князя, снимок Среднего, сделанный НАСА в невидимом человеческому глазу диапазоне волн, показывает мощнейший энергетический столб, пронизывающий крепость. И действительно, шагнув на указанное проводником место, я испытал очень необычное чувство, как будто стоишь не на заваленном камнями колодце, а над фаустовской бездной.

Истина в вине

После посещения последнего европейского пристанища тамплиеров в самый раз насладиться еще одной сельской достопримечательностью. Активная вырубка леса освобождала площади, а уникальный закарпатский климат оказался чрезвычайно благоприятным для виноградарства. Уже в середине XVII века среднянские вина продавались в соседних Польше и Словакии. Правда, весьма чувствительно тормозил развитие виноделия феодальный обычай, по которому селянин мог пить вино, сделанное только из своего винограда, и то лишь на протяжении нескольких недель рождественских и пасхальных праздников. «Окно в Европу», как водится, прорубил Петр I, дегустировавший среднянские вина во время Прутского похода в 1711 году: царь распорядился выкупить часть местных виноградников. В селе даже сохранились винные погреба, построенные еще в XV веке, куда водят экскурсии – конечно же, с дегустациями. In vino veritas!

 Классика всегда в цене

Не бывает плохой погоды, бывает неподходящая одежда – гласит старая британская поговорка (уж кому, как не обитателям вечно Туманного Альбиона разбираться в подобных нюансах). То же самое и с внедорожниками. Чуть проспав на старте – Willys Jeep появился в 1941 году, а Land Rover – через семь лет, британцы быстро наверстали упущенное. Изначально рассчитанный исключительно на фермеров, их вездеход благодаря неприхотливости и феноменальной выносливости стал популярным на всех континентах и во всех сферах жизнедеятельности: от Арктики до Антарктики, от военных ведомств до бюро ритуальных услуг.

В 1966 году, по достижении Land Rover полумиллионного рубежа, глобальное маркетинговое исследование показало, что этой марке принадлежит 1/3 мирового парка «полноприводников».

В 1970-м появился Range Rover – «фермер во фраке», как называла его The Times: сохранив все свои внедорожные свойства, британский автомобиль стал куда комфортней и послушней на высоких скоростях на асфальте. В 1989-м пустоту между Land и Range заполнил «семейный» Discovery. А год спустя классические модели Land Rover, которые, собственно, и принесли ему мировую славу, помимо индексов 90 и 110 получили собственное имя – Defender. В 1998 году Land Rover с помпой отметил полувековой юбилей «дефендеров», которых на тот момент было продано более 1,6 миллиона экземпляров. Сегодня фирма экспортирует в 150 стран 3/4 своей продукции, 70% которой до сих пор на ходу. В следующем году Defender существенно обновят: появится более мощный 2,4-литровый дизель с системой питания Common Rail, новая шестиступенчатая КП с «растянутым» рядом передаточных чисел, повышающим внедорожные возможности.

Модернизируется салон – установлены новые кресла и перепроектированы системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Неизменными остались название и харизма истинного британского внедорожника.

Сергей Суховский
Фото автора и Winner Imports Ukraine

Редакция благодарит компанию «Бритиш Моторс Украина» за помощь в подготовке материала