Шанхай и его автосалон - заметки из наших командировок
Новинки, презентации, тест-драйвы – очень часто эти мероприятия проходят (проходили?) в красивейших и интереснейших местах, но увидеть их зачастую нет ни времени, ни возможности. Но иногда удобный случай все же представляется! Сегодня вспоминаем поездку в Шанхай.
Самыми крупными международными автошоу в Китае считаются Пекинский и Шанхайский автосалоны, которые чередуются между собой. Четные года закреплены за Пекином, нечетные – за Шанхаем. Туда в прошлом году мы и отправились по приглашению Great Wall знакомиться с новыми Great Wall, Haval и JAC.
Перелет
Перелеты это вообще отдельная глава в любых командировках, потому как зачастую в самолете проводишь больше времени, чем за рулем новинки, на тест-драйв которой ты прилетел. В случае с трансконтинентальными рейсами нужно приготовиться к дальнобойному полету – мы летели Turkish Airlines, и от Стамбула до Шанхая 10 часов в воздухе. Скучать нам не пришлось по двум причинам: во-первых, стыковочный рейс сильно опоздал, и от двух часов на пересадку в новом, только что открывшемся аэропорту, ничего не осталось. Бежать пришлось с чемоданом в обнимку!, хорошо хоть людей пересаживалось много и турки решили подождать. Так что ночной спринт по терминалу и легкие нервы из-за того, что все может закончиться, не успев начаться немного взбодрили наш вояж. Во-вторых, турецкие авиалинии предлагают отличный сервис на борту, тут буквально кино, вино и домино, по этому уровню они большие молодцы.
Но радовались мы рано. Дело в том, что мы то на пересадку добежать успели, а вот переложить наш багаж – нет. В итоге ни вещей, ни звука (который мы зачем-то отложили от остальной техники)! Но в аэропорту Шанхая нас клятвенно заверили, что привезут пропажу уже завтра и прямиком в отель, так что волноваться не стоит. Уточнили все данные, несколько раз переспросили, какой именно был чемодан – размер, цвет, особые приметы – для этого тут существует своя процедуры. Но забегая наперед скажу, что пропажа попала к нам только на третий день (!), когда не то что звук, но уже и вещи нашего оператора интересовали мало. Да, это был его чемодан. При этом хохма была в том, что было четко указано – большой черный чемодан. Но вместо этого нам привозили то маленькие красные, то большие, но зеленые! “А, не ваш?” – понимающе кивал сотрудник службы доставки и уезжал в неизвестном направлении.
Салон
Джет-лаг – вот что сложнее всего дается при поездке на Восток. У них утро – у нас в это время глубокая ночь. У них вечер – у нас середина дня. Поэтому встать рано утром равносильно подвигу, а заснуть до полуночи по-местному почти нереально. В итоге всю первую половину дня ты ходишь на автопилоте, а потом организм начинает потихоньку просыпаться по биологическим часам. Пока перестроишься – уже и домой вернулся и тут начинается все сначала.
Шанхай каждый раз поражает меня своими масштабами! Более 20 млн. жителей, площадь 6 300 км кв. (даже по самым упрощенным подсчетам это в 7 раз больше Киева, например, для сравнения), сумасшедшая транспортная инфраструктура и экзотическое сочетание старого города и уклада с передовыми технологиями. Причем технологии эти развиваются быстрее, чем происходит урбанизация населения. Но про это – чуть позже.
А пока мы приезжаем в огромных размеров National Convention & Exhibition Center, по форме напоминающий гигантский четырехлистник. В его павильонах и на двух этажах при этом – все достижения китайского и мирового автопрома на тот момент. Даже просто обойти это все за день кажется нереальным, а уж отснять, рассмотреть…
От смешения модерна, эксцентричности, забавного и невиданного до этого (да, китайский автопром может удивить) голова идет кругом! У каждой марки свой концепт-кар, а то и несколько, масса стартапов, которые уже завтра готовы завоевать мировой рынок (по уверению самих представителей), электромобилей с весьма неплохими характеристиками и просто интересных моделей. Без заимствований и копирований все еще не обходится, но это уже совсем другие автомобили, они красивее, комфортнее, оснащеннее. Иные европейские бренды могут позавидовать!
Они тут тоже есть, конечно же. Но даже привычные нам названия моделей вовсе не привычны взгляду – все сделано с прицелом на местный рынок, и иногда довольно сильно отличается от того, что продается у нас. Здесь свои премьеры и дебюты и бывает, что только для местного рынка. Полистайте фотогалереи – там много интересного и любопытного!
Главный фокус – на местный рынок и на местных покупателей. Поэтому вменяемо поговорить с кем-то на английском, чтобы узнать интересующую информацию – это большая удача. И, кстати, такая ситуация не только на автошоу, но и в Китае в целом. В большинстве случаев вам будут либо мило улыбаться, либо предложат перейти на китайский.
Но оказалось, решение этой проблемы есть. и довольно эффективное, его мне подсказал один из ребят-стендистов. Как вы может слышали, почти все соцсети, Google, YouTube и так далее в Китае под запретом. Поэтому самый популярный здесь – WeChat, у которого есть встроенный переводчик. Но для этого нужно зафрендиться с оппонентом, что при короткой беседе на несколько предложений не всегда целесообразно. Вот и получается, что для понимания о новинках доступны только цифры – все остальное это иероглифы!
Но радует, что культура местных растет. Тебя уже не затирают бесцеремонно в толпе, не становятся прямо перед объективом во время съемки, и вообще, ведут себя учтивее. Причем все это делалось не со злым умыслом, а… просто так. Ну, привыкли так люди. Но ситуация меняется в лучшую сторону и это радует!
После целого дня на автосалоне впечатлений масса, но пройденные без передышки 10-15-20 км дают о себе знать и на вечерние прогулки уже не особо тянет. Да и времени даже на них зачастую просто нет.
Шанхай
Тут следует отметить, что по ходу официальной программы за тебя отвечает встречающая сторона. За ней и трансфер, и сопровождающий-переводчик. С ним многие вопросы здесь решаются куда быстрее. Но как только решишь прогуляться куда-нибудь сам, можешь рассчитывать только на свою удачу, умение пользоваться и коммуникационные возможности. Да, обойти квартал вокруг отеля не проблема, но поехать в соседний район или в центр – это уже сродни небольшой экспедиции. Вы же помните – надписи преимущественно иероглифами и слабое знание английского языка местным населением. Да, есть такси, но и здесь не все так просто. Таксист может отказаться везти вас по указанному адресу (так и ловишь машину за машиной), не включить счетчик и потребовать потом кругленькую сумму или даже по тому же счетчику выбрать далеко не самый оптимальный путь. Конечно, с собой визитка с названием и адресом отеля, но даже перепутать отель в многомиллионном городе таксист тоже может, причем даже неумышленно! Особенно это распространено вечером.
А когда едешь по многоуровневым скоростным развязкам со схожим пейзажем за окном, ясное дело, что становишься заложником ситуации. Трех- четырехполосные магистрали, построенные над обычными улицами и перекрестками (тоже не узкими) на высоте пятиэтажного дома, позволяют несколько быстрее добраться в точку назначения, но пробки случаются везде, и в час-пик относительно близкая поездка может запросто длиться пару часов. Трафик состоит из машин, общественного транспорта и, конечно же, мопедов. Для них существуют свои полосы, часто отгороженные заборчиком.
Но при всем этом за чистотой и зелеными насаждениями здесь очень следят! Везде, где это возможно, территорию пытаются озеленить, а многие парки просто в образцово-идеальном состоянии. Местные жители здесь не только прогуливаются, но и делают по утрам зарядку, занимаются ушу, играют в пинг-понг и бадминтон. Забавная фишка: для большей полноты картины из замаскированных динамиков здесь раздается пение и щебетание птиц, причем согласно их “графику”.
Визитная карточка Шанхая – это набережная Вайтань, на которой отлично сохранились несколько десятков зданий европейского колониального стиля, в которых раньше располагались финансовые учреждения, банки, торговые компании. Напротив – современный деловой район города Пудун с его оригинальными небоскребами, телебашней Восточная жемчужина и завораживающей вечерней иллюминацией.
На широкой набережной всегда людно, а особый шарм она приобретает вечером, когда по реке Хуанпу начинают сновать многочисленные корабли, лодки и баржи, причем на вид некоторые словно прибыли прямиком из прошлого столетия. Необычно, но большая часть иллюминации и рекламы работает строго до 22 часов. А в 23 здесь закрывается метро. Конечно, на торговых улицах жизнь кипит еще долго, но большая часть города засыпает довольно рано. Но и просыпается город с восходом – китайцы любят прислушиваться к биоритмам.
Следующие заметки будут из Марокко – строгий визовый режим, африканские пейзажи, бескрайний океан и бескомпромиссный пикап.