X

Путешествие со вкусом на Peugeot 301

Сканируя взглядом карту близлежащих территорий, во время планирования съемок очередного выпуска телепрограммы, наш взор невольно упал на восточное побережье Черного моря.

Здесь уютно расположилась красивая и старинная Грузия. На дворе была вторая половина лета, и идея продлить его на пляже в Батуми понравилась всем и сразу. Проложив с помощью Google вначале сугубо сухопутный маршрут, мы решили проверить и альтернативные варианты попадания в Грузию на авто. Таковыми являлись паромные переправы, коих мы насчитали целых три!

Но, после нескольких часов поиска в Сети, мы поняли, что переправа из Ильичевска в Батуми неоправданно дорога – 450 евро с авто и 110 евро с человека. Паромное сообщение между Керчью и Поти оказалось приостановлено на неопределенный срок. А паром из Керчи в Новороссийск особого удобства и сокращения времени пути нам не сулил.

Посему было принято вполне автомобильное решение ехать в Грузию самым простым и понятным маршрутом: с Киева на Харьков, затем на Краматорск, а дальше на переход границы в Новошахтинске. После границы до Ростова на Дону, а дальше мимо Пятигорска через Беслан и Владикавказ до российского пограничного перехода Верхний Ларс.

Ну а там, до Тбилиси каких-то 150 километров. Общий километраж в одну сторону по этой дороге по нашим расчетам составлял около 1900 км. А так как Ростов на Дону оказывался в аккурат на полпути – решено было останавливаться на ночлег именно там. С такими расчетами мы и отправились в путь.

Бюджетный вариант

Планов потратить на это путешествие много денег у нас не было, поэтому мы остановили свой выбор на бюджетном седанчике Peugeot 301, давно прописавшемся в тестовом парке АЦ. В нем сочетались все те необходимые качества, которые были важны нам для такого дальнего путешествия – по крайней мере, так утверждали его создатели.

Нам импонировали в нем его простота, неприхотливость, простор, вместительность и, естественно, экономичность. Его паспортный расход обещал нам пробег от Киева до Тбилиси с всего лишь с одной дозаправкой. Для нас это было очень важным условием. И мы, с надеждой в сердце, отправились в путь.

Выехав в 9 утра из Киева, уже около шести вечера мы без особых проблем пересекли украино-российскую границу. Вся эта безрадостная процедура заняла у нас не больше часа. Главное не забыть оформить так называемую «гринкарту» – международную страховку для авто, так как без нее в Россию машину не впустят. Купить ее можно и на месте, но в Киеве она нам стоила на 150 гривен дешевле.

Далее по вполне сносной дороге мы меньше чем за час добрались до Ростова на Дону, где собственно и заночевали в небольшом частном отеле. В целом, нужно сказать, российские дороги нас приятно удивили и радовали своим приличным качеством до самой Грузии. Чего нельзя сказать о дорогах отечественных.

Если еще до Харькова дорога достаточно ровная и качественная, особенно на участке от Киева до Полтавы, то дальше, по территории Донецкой и Луганской областей,  мы с оператором иногда позволяли себе употреблять в адрес местных автодоров всевозможные нелицеприятные эпитеты и словосочетания.

Причем, чем сильнее мы приближались к границе, тем грустнее становилось дорожное покрытие. А еще километров 100 до границы с Россией мы не встретили ни одной АЗС. И только позже пересчитав на гривны стоимость солярки в России, мы поняли причину такого положения вещей.

Дело в том, что топливо в России практически на четверть дешевле, чем у нас. Логично, что все авто, попадающие из России в Украину, залиты под самую горловину более дешевым горючим. Да еще и местные не гнушаются потратить лишний час, для того чтобы съездить на заправку в соседнюю страну.

Так же поступили и мы. Добравшись до Ростова всего на одном баке, утром мы залились более дешевым российским дизелем и отправились в Тбилиси. Не скрою, что дорога по России через такие города как Беслан и Владикавказ казалась нам немного… тревожной. На поверку же она оказалась абсолютно спокойной и безопасной.

Правда, немного настораживали посты дорожной полиции с противотанковыми ежами и автоматчиками в бронежилетах уже ближе к Северной Осетии, но зато приятно удивили сотрудники ГИБДД и пограничники на таможне. Первые приветствовали нас фразой «Здоровеньки були», а вторые больше интересовались нашим 301-м, нежели нашими документами.

И, как бы это странно ни звучало, но именно на российской таможне, мы почувствовали, что мы уже в Грузии. Хотя до нее еще оставалось три тоннеля и пара километров пути, по весьма убитой дороге.

Пройдя грузинскую таможню за 15 минут, мы отправились дальше по дороге, которая повергла нас в шок! Первые 20 километров после границы она, можно сказать, полностью отсутствовала. Это была обычная грунтовка, да еще и с отвесными скалами по обеим сторонам. Если учесть, что практически сразу, как мы въехали на территорию Грузии стемнело, то нетрудно себе представить как нам было жутко и страшно.

И не только нам. Наш 301 кряхтел и подрагивал всем своим «телом». Его подвеска боролась с этой дорогой как могла и иногда даже пасовала, срабатывая на пробой. А затем начался дождь. Правда, к тому времени мы уже добрались до горнолыжного курорта Гудаури, и выехали на дорогу с вполне приличным покрытием.

Как оказалось дальше такие качественные дороги в Грузии нас ждали везде! Найти дороги с плохим покрытием за более чем полутора тысячный пробег по стране, нам удалось только в отдаленных горных районах на севере страны. В остальном дороги в стране можно считать вполне европейскими.

Страна контрастов

Начав свое путешествие в Тбилиси с его легендарных серных бань и чарующей старой части города, затем мы отправились в древнюю столицу Иберии город Мцхета. Город оказался настолько сказочным, что нас даже заинтересовал вопрос стоимости недвижимости в нем. Ну а если серьезно, то Мцхета – это образец любви грузин к своей истории и заботы о ее памятниках.

Насладившись историческим экскурсом, мы отправились на нашем 301-м на гоночный трек Рустави, что недалеко от Тбилиси. Зачем, спросите вы. А затем чтобы отдать его в умелые руки известного грузинского гонщика и по совместительству Президента Автомобильной федерации Грузии Мевлуда Меладзе. И уже на первом круге поняли, что можем пожалеть о своем решении.

Дело в том, что скорость, с которой грузинский гонщик проходил повороты на треке с лихим заскакиванием на поребрик, чисто визуально составляла полторы сотни километров в час. И как оказалось впоследствии – именно таковой она и была.

Где-то после четвертого круга, мы уже готовы были искать билеты на самолет в какой-нибудь бюджетной авиакомпании. Так как очень сомневались в целостности подвески и тормозов нашего «болида».

Но, как оказалось, 301-й очень достойно перенес все тяготы гоночной жизни и ни в чем не высказывал усталости и не проявлял «отдышки». Более того, по словам Мевлуда, он очень приятно удивил его. Причем не только своей стойкостью к достаточно серьезным нагрузкам на протяжении всех четырех кругов.

А больше даже своим адекватным поведением на треке. Грузинский гонщик отметил, как отлично настроенную подвеску, так и очень бодрый двигатель авто. А касательно тормозов, он и вовсе признался, что в таком темпе они закипали у куда более серьезно подготовленных авто. Другими словами, сами того не подозревая, мы узнали скрытые гоночные таланты у нашего экономичного бюджетного седанчика.

Привет Кахетия

Дальше наша дорога лежала в Кахетию – в город Сигнахи, живописно расположившийся над Алазанской долиной с прекрасным видом на Кавказский хребет. Там нас ждала встреча с американцем Джоном, который приехал в Грузию 15 лет назад и с тех пор живет в этом сказочном городке – производит вино по старинной грузинской технологии и собирает грузинский фольклор.

Честно говоря, Сигнаги стал вторым городом, где нас заинтересовал вопрос стоимости недвижимости. Узнав все о технологии производства вина в квеврах и продегустировав более десятка различных сортов настоящих грузинских вин, мы отправились отдыхать. Впереди нас ждал самый большой марш-бросок по Грузии. Нам предстояло проехать почти всю страну с востока на запад от Сигнахи до Батуми. А это почти 500 километров.

На следующий день, по дороге в Батуми мы заехали к одному старому мастеру, который более 50-ти лет делает квеври – огромные сосуды, в которых бродит вино. У него мы не только увидели как, собственно, изготавливаются эти, неимоверно большие кувшины, а и узнали, что сейчас технология производства вина этим старинным способом стала очень популярной и получила распространение во всем мире.

Свидетельством этого являются заказы на изготовление квевр, которые поступают мастер со всего мира: из Франции, Италии, Испании, Аргентины и расписаны уже не три года вперед. Также мы узнали, что сама эта технология производства вина в квеврах признана древнейшей в мире, существуя уже более 6000 лет.

Georgian style

В отличие от качества дорог в Грузии, которое заслуживает много лестных слов, в адрес грузинских водителей эти слова как-то не произносятся. А все потому, что подавляющее большинство из них ездят в стиле «Ай-на-на!».

Этот стиль подразумевает неоправданно высокую скорость на всех дорогах, абсолютно хаотичное перестроение из полосы в полосу, естественно с полным игнорированием включения поворотников. Но главным откровением для нас стал их фирменный трюк – выезд на «встречку» с морганием дальним светом!

Когда мы спросили у местных, что это значит, они без доли смущения ответили: «Это человек спешит очень и просит пропустить его»! И не важно, что нам приходилось практически съезжать в кювет для того, что бы пропускать таких спешащих джигитов. При этом грузины признаются, что за последние несколько лет ситуация очень улучшилась, благодаря штрафам и неподкупной полиции.

А еще грузины охотно сигналят всегда и везде. При этом сами они выделяют два вида сигналов. Первый, короткий и прерывистый, означает незлобное общение и может выражать все – от приветствия, до удивления и даже восхищения. А вот длинный гудок более секунды – это уже однозначно возмущение. Ну, а если вы услышали два длинных гудка – так и знайте, вас уже точно обматерили!

Солнечная Аджария

А дальше нас ждал солнечный Батуми, в который мы попали уже поздно вечером. Но, даже несмотря на усталость, мы отправились на набережную, где стали свидетелями восхитительного шоу танцующих фонтанов. Это действительно грандиозное и в то же время романтичное зрелище. Особенно оно приводит в восторг детей, хоть и начинается в половине десятого вечера.

А так как фонтаны танцевали практически у моря, мы решили не откладывать купание на завтра и отправились на пляж. Батумский пляж это нечто особенное! Двенадцать километров набережной вдоль всего города. Ни одного огороженного участка. Велосипедная дорожка и променада по всей длине. Ну и подсветка всего этого на протяжении всей ночи!

Сам Батуми оставил очень приятное впечатление. Очень чистый и красивый город, где современная архитектура органично соседствует со старыми узкими улочками. Другими словами – город, в который хочется вернуться еще и еще. А кроме этого – уже третий город в Грузии, где нам захотелось узнать цены на недвижимость.

А еще Батуми – это столица Аджарии. И если вы побывали здесь и не попробовали хачапури по-аджарски, то считайте вы зря ехали две тысячи километров. Вообще в Грузии есть можно практически везде. При этом абсолютно не важны интерьер заведения и красота его вывески. Более того – как правило, вкуснее всего будет именно в небольших домашних заведениях, находящихся вдалеке от основных туристических маршрутов.

Грузинская Швейцария

Последним пунктом нашего путешествия, совершенно неожиданно для нас, стала сказочная часть Грузии, которая, к сожалению, находится немного в стороне от основных туристических маршрутов. Из Батуми мы отправились в регион Рача-Лечхуми, что на севере Грузии между Абхазией и Цхинвалом.

Рачу абсолютно справедливо называют грузинской Швейцарией – здесь полно восхитительных пейзажей, которые очень сильно напоминают альпийские. Особенно горные вершины вокруг красивых озер. Все это создает очень волшебную атмосферу некой нетронутой природы и сказки.

Славится Рача не только изумительной природой, но и своим неимоверным гостеприимством. Нам повезло, и мы попали в гости в семью настоящих сельских жителей из Амбролаури – родины легендарной Хванчкары. То как встречают гостей в Раче – я даже не могу сравнить это с чем либо еще! Гости там – это самые уважаемые и люди.

Плюс ко всему мы попали в Рачу в очень важный для всех грузин праздник Мариамоба – День Пресвятой Богородицы. В этот день здесь все обязательно идут в церковь, а затем накрывают на стол, после чего начинается традиционное многочасовое грузинское застолье – с тамадой, нескончаемыми тостами, многоголосыми песнями и зажигательными танцами.

Нам очень повезло – мы увидели весь этот праздник в таком виде, в каком его здесь отмечают уже много веков. Но самое главное, мы смогли с головой окунуться в атмосферу традиционного грузинского застолья со всеми его неизменными атрибутами, такими как изумительные блюда грузинской кухни, полностью состоящие из вкуснейших домашних продуктов,  а также философские тосты и чарующие песни о истории Грузии, ее людях и надежде на прекрасное будущее.

У грузинского застолья есть несколько незыблемых правил. Прежде всего, нужно запомнить, что главный за столом тамада. Его нельзя перебивать. И вообще – его слово закон! Только он решает, кому дать слово. И только он дает разрешение уйти из-за стола. Прощание после грузинского застолья длиться не меньше часа – будьте готовы к еще нескольким тостам и длительным объятьям со всеми гостями и хозяевами дома.

Стоит ли говорить о том, что посетив настоящее грузинское застолье в самом сердце Грузии, покидать эту страну нам не хотелось.  Даже не смотря на то, что мы намотали по ней за десять дней более 1 700 километров, она осталась для нас во многом загадочной и не до конца раскрытой. Но одно мы поняли наверняка – мы сюда обязательно еще вернемся. Тем более, что с Peugeot 301, «билет» до Грузии и назад обошелся нам в каких то 2 000 гривен.

Видеоверсию путешествия в Грузию смотрите на «Первом автомобильном канале» в октябре.

Общий пробег за две недели: 5 700 км.
Средний расход: 5,2 литра.
Общая стоимость поездки на двоих: 12 000 гривен.

Маршрут Киев – Тбилиси:

Маршрут по Грузии: