
На самохуд – и в склеп…
Как только Украина и Польша были объявлены хозяйками футбольного Чемпионата Евро-2012, стало понятно – наши дружеские отношения с каждым днем будут укрепляться. Чтобы лучше узнать соседей, мы отправились в страну, где автомобиль называют «самохудом», велосипед – «ровером», а магазин – «склепом».
![]() | ![]() | Как только Украина и Польша были объявлены хозяйками футбольного Чемпионата Евро-2012, стало понятно – наши дружеские отношения с каждым днем будут укрепляться. Чтобы лучше узнать соседей, мы отправились в страну, где автомобиль называют «самохудом», велосипед – «ровером», а магазин – «склепом». |
После вступления в Евросоюз в Польше произошли разительные изменения как в лучшую, так и худшую сторону. С точки зрения автотуриста, плюсов, несомненно, больше – хороший асфальт, низкая стоимость машин как новых, так и подержанных, культура на дорогах и, главное, чистота и порядок. Можно ли представить село в украинской глубинке с дорогами без единой ямки и с чистыми, а главное – неповрежденными стеклянными автобусными остановками? Здесь это реальность.
Плохо то, что возросли цены на бензин, проживание и продукты. Поэтому, направляясь в Польшу (как и в большинство стран Западной Европы), лучше заправить полный бак топлива. Впрочем, не советуем делать это перед самой границей, где качество горючего оставляет желать лучшего. Самый же экономичный вариант – если ваш автомобиль оборудован газовой установкой. Литр газа на польских АЗС стоит (в переводе на наши деньги) 2,5 грн. против 7 грн. за литр бензина.
Hotel или мотель?
Мы въезжали в Польшу через контрольно-пропускной пункт Шегини, расположенный на территории Львовской области. На это потребовалось около двух часов, причем львиную долю времени провели на польской стороне. Окончательной целью нашего путешествия был средневековый замок в поселке Рыдзына. Доехать к месту назначения изначально планировали за три дня, ведь на нашем пути были одни из самых красивых городов Польши – Краков и Вроцлав, не посетить которые было бы «преступлением».
Тем, у кого нет лишних денег, при выборе ночлега советуем избегать отелей (они дороже, так как облагаются большим налогом), а останавливаться в придорожных мотелях. Условия в них вполне приемлемы, есть комфортабельные номера с телевизором, горячей водой и чистой постелью, а вот цена отличается существенно. Так, двухместный номер обойдется в $20–$40, притом что в «официальном» отеле придется заплатить, как минимум, раза в два дороже. Более того, в мотелях можно торговаться! Так, чем многочисленней компания, тем существенней скидку можно получить – вплоть до $10 за человека.
Это Европа
Сразу после пересечения границы замечаешь, что покрытие дорог стало значительно лучше, разметка есть везде, а все без исключения водители и пассажиры пользуются ремнями безопасности и ездят с постоянно включенным ближним светом фар, что в Польше является обязательным круглый год. Да и правила дорожного движения соблюдаются гораздо лучше, чем в Украине. Оно и понятно – ведь штрафы здесь тоже не украинские. Минимум, который придется заплатить за нарушение, составляет 50 злотых ($18), максимальный штраф – в 10 раз больше. Характерно, что размер взыскания определяет инспектор. Это часто зависит от его настроения и поведения нарушителя.
Светофоры здесь при переключении с зеленого света на желтый не имеют мигающего режима разрешающего сигнала, поэтому будьте готовы к тому, что едущий впереди вас поляк резко затормозит. Поляки превышают скорость даже в городе. И если автомобили с местными номерами вдруг движутся с «правильной» скоростью, делайте, как они – видимо, здесь спрятан полицейский радар. Еще одна особенность – «скорая помощь» в Польше действительно скорая. В 9 случаях из 10 она ездит с включенными проблесковыми маячками и постоянным воем сирены. Правда, слово «ездит» в данном случае неуместно, а вот «низко летает» вполне подойдет; причем траектория полета пролегает по всей ширине дороги, в том числе и по полосе встречного движения. Поэтому, услышав вой сирены, особенно перед перекрестком, лучше остановиться, как делают местные водители.
Плата за скуку
Почти полдороги от границы до Кракова приходится на сплошную стройку. Но даже на таких участках обеспечена максимальная безопасность. Трасса Краков – Вроцлав пролегает по платному автобану, стоимость проезда по которому составляет 13 злотых ($4,6). Оплата производится на двух пропускных пунктах в равных долях. Качество дороги превосходное, поэтому ехать даже немного скучно. А вот в городе мы впервые обнаружили такие привычные нам недостатки, как большую колейность, неровности и даже несколько ям.
Раз уж мы так много внимания уделили «самохудам», давайте напоследок скажем пару слов и о «склепах». Как и в большинстве стран Западной Европы, 90% из них работают лишь в будние дни. Цены, по сравнению с украинскими, другие: например, продукты стоят в 1,5-2 раза дороже, а вот обувь и вещи, наоборот, дешевле. Бокал пива в кафе в самом сердце Кракова обойдется в два раза дороже, чем пенный напиток стоит в магазине. Если вспомнить, что в Киеве разница в цене намного больше, становится немного грустно – неужели мы опережаем наших соседей только в этом?..
![]() | ||
| ||
![]() |