Мы поднимались в Карпатские горы на машинах, чтобы затем спуститься на лыжах. Несколько дней в рамках первого независимого украинского теста мы оценивали разные средства передвижения и активного отдыха. И общего у них нашлось больше, чем можно было ожидать…
Мы поднимались в Карпатские горы на машинах, чтобы затем спуститься на лыжах. Несколько дней в рамках первого независимого украинского теста мы оценивали разные средства передвижения и активного отдыха. И общего у них нашлось больше, чем можно было ожидать… |
Настройка
Жесткость подвески автомобиля влияет на его комфортабельность и управляемость. Это верно и для лыж – мягкими и податливыми легче управлять в коротких (крутых) поворотах – их приходится меньше продавливать, чтобы создать изгибающий эффект. Зато жесткие лыжи, которые требуют приложения больших физических усилий, – скоростные. Автоспортсмены и некоторые автолюбители настраивают подвеску и выбирают покрышки для своих машин под определенные погодные условия, конфигурации трасс и тип покрытия. Все это справедливо и для лыжников.
Как он стоит… Демонстрация прочности лыж и изменения дорожного просвета. | Многие считают, что лыжи и автомобили «дружат», только когда надо добраться до горы. |
В машинах жесткость амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости изменяется и автоматически, и по воле водителя. В лыжах разнообразные «умные» материалы, внедренные в конструкцию, пытаясь восстановиться при скручивании, меняют жесткость и реакции лыжи при изменении нагрузки, однако это можно сделать и механическим путем, увеличив жесткость специальных рычагов.
| |
Зачем мы ставим в машину гоночные сиденья-ковши и пристегиваем себя к ним многоточечными ремнями? Для того чтобы слиться с авто воедино, тонко чувствовать малейшие изменения. По той же причине важно правильно подобрать лыжные ботинки и крепления, при правильной фиксации ноге комфортно, малейшее движение стопы сообщается лыже (и наоборот), что важно для точного управления.
Маневренность автомобиля зависит от его быстрой и точной реакции на поворот руля, на лыжах – от того, насколько быстро и легко они позволяют выполнять перекантовку (переход на другой кант для смены поворота).
Лагерь разбивают прямо на склоне. Производители лыжных комплектов предоставляют для тестов по несколько разнообразных моделей. | Автомобили на горнолыжной трассе? Нонсенс. Но для участников первого независимого теста сделали исключение… На очень короткое время. |
Управление
Даже некоторые слаломные фигуры в авто- и горнолыжном спорте называются одинаково – змейка, шпилька. В обеих дисциплинах важно правильное построение траектории и выбор скорости. Даже ошибки у автомобилистов и лыжников аналогичные. Да что там ошибки! Методы их устранения и те похожи! Эффектное боковое скольжение на авто или лыжах ярко выглядит на экране телевизора. Но на самом деле это потеря драгоценного времени. Идеально гладкая траектория всегда более выигрышна. Если ошибаешься с траекторией на одном из конусов (в автоспорте) или вешке/флажке (в лыжном), то к следующему ориентиру подъезжаешь уже под неправильным углом. И чтобы вписаться в вираж, приходится делать более резкий поворот, что вызывает снос/занос машины или забрасывание задников (пяток) лыж и скольжение.
Техника и тут схожа. Для выполнения маневра, как на автомобиле, так и на лыжах применяется техника загрузки/разгрузки – в машине сбросом газа загружается передняя ось с управляемыми колесами, на лыжах приходится принудительно «задавливать носки», чтобы быстро нырнуть в вираж. Причем в самом повороте можно увеличивать или уменьшать скорость, менять траекторию – на автомобиле добавлением и убиранием газа, на лыжах продавливанием или ослаблением нагрузки (при дожатии лыжи докручивают поворот и переходят на меньший радиус).
| |
Технологии
Некоторые лыжи разрабатываются совместно с автомобильными компаниями, модели Aero X – результат сотрудничества компаний Saab (одноименный концепт показан в 2006 году в Женеве) и Salomon (модель показана в Мюнхене на ISPO). Так что ничего удивительного, что тест получился объединенный.
| |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||