Козелец: Собор за свой счет

Собором Рождества Богородицы в Козельце любовались Пушкин, Лысенко, Тычина. Теперь наша очередь.

Собором Рождества Богородицы в Козельце любовались Пушкин, Лысенко, Тычина. Теперь наша очередь.

Собором Рождества Богородицы в Козельце любовались Пушкин, Лысенко, Тычина. Теперь наша очередь.

Здесь бывает тесно в дни церковных праздников, но в остальное время парковаться совсем несложно. В любом случае денег за это не потребуется, как и за вход под своды действующего православного храма.

Три стиля

Наталья Разумовская, мать царского фаворита и последнего гетмана Украины, начала строительство Собора Рождества Богородицы в 1752 году и потратила на это десять последних лет жизни. Имя собору дано в знак благодарности Богу за счастливую судьбу сыновей. Фортуна действительно им улыбалась – Алексей Разумовский, случайно попав ко двору, стал влиятельной фигурой. К нему прислушивалась российская императрица Елизавета. За глаза Разумовского называли Ночной император. Без сомнения, его брат Кирилл удостоился гетманской булавы благодаря придворному влиянию Алексея.

Собор вплотную примыкает к небольшому и аккуратному городскому парку, от которого его территория отделена металлическим забором. Здание храма объединяет в себе три архитектурных стиля – барокко, рококо и классицизм. Оно имеет два яруса: на первом расположена церковь Адриана и Натальи, являющаяся также усыпальницей Натальи Разумовской. Второй – это, собственно, сам собор, снаружи украшенный прекрасной лепниной, а внутри открывающий взору замечательный иконостас, создававшийся при участии великого архитектора Растрелли. На сегодня из восьмидесяти икон сохранилось пятьдесят.

  
Богатое внутреннее убранство Собора Рождества Богородицы хорошо сохранилось.

Богатое внутреннее убранство Собора Рождества Богородицы хорошо сохранилось.

Тысячи храмов в Украине построены за счет церкви или в результате сбора народных средств, а Собор Рождества Богородицы в Козельце возведен благодаря одному человеку.

Столицу видно?

Составной частью архитектурного ансамбля является колокольня высотой около 50 метров. Фундамент звонницы заложили одновременно с собором, но закончили строительство значительно позже, уже после смерти Натальи Разумовской. Стилистически колокольня очень близка с собором, поскольку ее возведением руководили те же архитекторы, которые создавали облик основного здания. Ходят слухи, что в солнечный день с верхней точки колокольни виден Киев. Мы поднялись наверх и убедились, что народная молва преувеличивает. Впрочем, вид сверху на собор и окрестности действительно впечатляет.

В открытых источниках также упоминается, что Собор Рождества Богородицы одновременно строили 140–150 человек. Еще 100 человек подвозили стройматериалы на повозках. Каждому было положено жалованье 5 копеек в день. Сумма по тем временам немалая, поэтому работали на совесть. Неудивительно, что до сегодняшнего дня храм сохранил свое первоначальное великолепие.

Еще по теме:

Радомышль: Книжный замок
Радомышльский замок на Житомирщине привлекает туристов причудливым переплетением старины с современными мотивами. Но, отматывая ленту времени назад, убеждаемся, что облик замка не всегда был таким, каким его видят современники.

Смотрите видео: Відкрий країну разом зі Skoda Yeti: Козелец

Маршрутный компьютер

Протяженность маршрута Киев – Козелец

82 км

Средняя скорость

70 км/час

Время в пути

1 час 12 минут

Расход топлива на Skoda Yeti 1.2 TSI

6,9 л/100 км

Затраты на проезд

63 грн.

Мнение

Вадим Беев Тест-пилот сайта аutocentre.ua

Находясь за рулем Skoda Yeti, сразу обращаешь внимание на приборы. Понятные и лаконичные, они подсвечены белым цветом, который не раздражает даже после долгого пути. Я люблю такой симметричный инструментарий: в правом «колодце» – крупный спидометр и аккуратная шкала остатка топлива, в левом – тахометр и указатель температуры двигателя. С учетом того, что руль регулируется по вылету и по наклону, легко найти нужное положение, в котором баранка не перекрывает приборы и информация считывается безукоризненно. Основной переключатель света на традиционном месте – слева от руля; он полностью повторяет фольксвагеновскую логику работы. Обращает на себя внимание также тот факт, что автомобиль самостоятельно выключает все потребление электроэнергии – головной свет, освещение в салоне и музыкальную ­систему – вскоре после вынимания ключа из замка зажигания. Умно и предусмотрительно, риск «посадить» аккумулятор сводится к нулю.

Дорога

Отправившись в Козелец Черниговской области, чуть больше чем через час вы будете у цели. Дистанция составляет лишь 82 километра. Дорога М01/Е95, когда-то одна из лучших в стране, уже не отличается великолепием, но пропускная способность еще не утрачена. По всей длине она имеет две полосы в каждую сторону. Зимой под плотным слоем снега практически не видно асфальта. Возможно, это к лучшему, так как в местах, где тяжелые грузовики все-таки «докопались» до основания, покрытие пострадало от перемены сезонов. Выбоины и ямы появятся сразу после схода снега. Отправляясь в путь, не забудьте заправиться – на отрезке Бровары – Козелец встречаются только крошечные непрезентабельные АЗС, не внушающие доверия. Проскочить собор в Козельце невозможно – съехав с трассы, необходимо проехать еще три километра прямо, и с правой стороны вы увидите прекрасный образец архитектуры XVIII века.

Вадим Беев
Фото Андрея Яцуляка