Дизелистам зима не страшна.
Столичный Институт потребительских экспертиз решил проверить сети АЗС на наличие действительно зимнего дизоплива и отобрал пробы в дюжине популярных сетей. И выяснил какое из них отвечает так и не принятым нормам Евро-6, а какое – давно отменённым Евро-4.
Долгое время официальные импортёры отказывались завозить в Украину дизельные автомобили – слишком уж нестабильным было качество отечественного дизтоплива. Особенно в зимний период – топливные фильтры моторов с системами впрыска common rail при попадании в них летней солярки «каменели» на раз. Что не раз подтверждали и наши экспертизы – поиски приличной “зимы” превращались в самый настоящий квест. Дилеров можно понять – одна-единственная подобная заправка могла вывести из строя ТНВД, которая иной раз составляет более половины стоимости дизеля.
Дизельная дюжина
Мы постарались сделать максимальную выборку, отобрав пробы у дискаунтеров и сетей с мировым именем, неофитов и у старожилов рынка. В сертифицированную лабораторию отправились образцы тяжёлого топлива со столичных заправок WOG, ОККО, КЛО, Amic, ANP, Chipo, Glusco, Marshal, Motto, Shell, Sunoil и БРСМ-Нафта. Помимо товарных сортов мы исследовали и фирменные коктейли, обогащённые различными присадками. Исследования проводились по пяти основным параметрам, регулируемым ГОСТ 7688:2015: предельная температура фильтрации, массовая часть воды, цетановый индекс, содержание серы и плотность.
Степень «окоченения»
Главный дизтопливный вопрос, беспокоящий водителей – его морозоустойчивость. Слишком свежи в памяти времена, когда в топливо трубопроводах приходилось отогревать паяльными лампами. Вышеназванный отраслевой стандарт разделяет топливо на летнее и зимнее по граничной температуре фильтрованности. В первом случае предельный порог подвижности должен наступить лишь по достижении -5 °С, во втором уже при -20 °С. Этот же норматив регулирует наличие в топливе воды – максимум 0,02%. Иначе при минусовой температуре кристаллы льда забьют топливный фильтр и трубопроводы не хуже запарафинившегося дизтоплива. И хотя ни в одной из экспертных проб воды не обнаружено (что говорит о грамотности логистики и правильности хранения ДТ), к действительно зимним можно отнести только восемь образцов них. Отрадно, что “тяжёлое топливо” WOG и OKKO загустело лишь по достижении – 30°С и ещё двум пробам (Chipo и Motto) до “арктической” отметки не хватило буквально градуса.
Число и индекс.
Не менее важный параметр для ДТ – цетановый индекс, отражающий влияние на топливо присадок, улучшающих его цетановое число. Чем индекс выше, тем легче двигатель запускается в мороз и стабильней работает. На этот раз сложностей с преодолением порога в минимальные 46 единиц ни у кого не возникло. И снова наибольший “запас прочности” – у образцов WOG и OKKO, неплохие результаты также показали пробы БРСМ-Нафта и Chipo.
Энергетическая плотность
Если цетана много не бывает, то плотность дизтоплива (выделяемое им количество энергии) обязана находится в строго определённых рамках. Согласно ГОСТ 7688:2015 плотность при температуре 15° С она должна оставаться в пределах 820–845 кг/м3. И снова все двенадцать проб строго соответствуют предписанному коридору.
Группа риска
Главный экологический параметр дизельного топлива – избыток серы. При сгорании концентрат серной и сернистой кислот не только закоксовывает нейтрализаторы и топливную аппаратуру, но и раздражает слизистую оболочку человека. Если раньше с “повышенной кислотностью” мирились из-за неплохих смазывающих свойств серы, то с изобретением более совершенных и экобезопасных смазывающих присадок сере объявлен бой. С каждой новой евронормой её должно оставаться всё меньше: принятый в 1999 году Euro-3 допускал наличие 350 ррm (мг/кг) серы в 1 кг, а введённый десять лет спустя (и ныне действующий в Украине) Евро-5 – 10 ррm. И хотя все отобранные пробы уложились в норматив, по этому показателю среди них серьёзный разброс. Так, лидирующая четвёрка (ОККО, WOG, Chipo, Motto) уложилась в 3-4 мг/кг, в то время как пробы Glusco и Marshall прошлись по самому краю – 10 мг/кг.
Дизелистам зимы можно не бояться.
Судя по экспертизе, качество солярки на отечественных АЗС как никогда высоко, а по некоторым позициям оно даже отвечает отсроченному ещё на год Евро-6. Но главное, что никто не позволяет себе торговать «летним» дизелем в период холодов, что неоднократно замечалось ранее.
Александр Бабенко.
Дослідження згідно ДСТУ 7688:2015 до палива дизельного | Цетановий індекс (норматив – не менш 46 од.) | Густина при t 15 °С, кг/м3 (норматив 820-845) | Вміст сірки, мг\кг (норматив – не більше 10 мг/кг) |
ОККО (ДТ Евро) | 57 | 833,7 | 3 |
WOG (Mustang Diesel) | 57 | 827,3 | 3 |
CHIPO (ДТ Евро) | 56,9 | 828,9 | 3 |
Motto(ДТ Евро) | 55,8 | 837,4 | 4 |
БРСМ – Нафта (ДТ Евро) | 56,9 | 834,4 | 5 |
Shell (ДТ Евро) | 52,6 | 834,9 | 5 |
SUN OIL (ДТ Евро) | 55,7 | 832,9 | 6 |
Glusco (ДТ Евро) | 54,1 | 827,2 | 10 |
КЛО (ДТ Евро) | 53,5 | 830,2 | 9 |
Marshall (ДТ Евро) | 52,5 | 832,5 | 10 |
AMIC (ДТ Евро) | 52,3 | 831,7 | 9 |
ANP (ДТ Energy) | 51,4 | 835,7 | 8 |
Дослідження згідно ДСТУ 7688:2015 до палива дизельного | Масова частка води, % (норматив – не більше 0,02 %) | Гранична температура фільтрованості, не вище,°С (норматив – для марки Л ( – 5°С ), для марки З ( – 20°С ), для марки Арктика ( – 30°С )) |
ОККО (ДТ Евро) | Не виявлено | – 30 |
WOG (Mustang Diesel) | Не виявлено | – 30 |
CHIPO (ДТ Евро) | Не виявлено | – 29 |
Motto(ДТ Евро) | Не виявлено | – 29 |
БРСМ – Нафта (ДТ Евро) | Не виявлено | – 25 |
Shell (ДТ Евро) | Не виявлено | – 25 |
SUN OIL (ДТ Евро) | Не виявлено | – 22 |
Glusco (ДТ Евро) | Не виявлено | – 18 |
КЛО (ДТ Евро) | Не виявлено | – 19 |
Marshall (ДТ Евро) | Не виявлено | – 16 |
AMIC (ДТ Евро) | Не виявлено | – 15 |
ANP (ДТ Energy) | Не виявлено | – 14 |