
«Если пессимист считает, что ситуация – хуже некуда, то оптимист знает – есть куда». Этим анекдотом, пожалуй, можно проиллюстрировать ситуацию, сложившуюся на украинском рынке нефтепродуктов. Бензин дорожает на 5 – 10 копеек в неделю, но это не вызывает ни паники, ни сколько-нибудь серьезной полемики в обществе. Постепенно – оно ведь не так заметно.
«Если пессимист считает, что ситуация – хуже некуда, то оптимист знает – есть куда». Этим анекдотом, пожалуй, можно проиллюстрировать ситуацию, сложившуюся на украинском рынке нефтепродуктов. Бензин дорожает на 5 – 10 копеек в неделю, но это не вызывает ни паники, ни сколько-нибудь серьезной полемики в обществе. Постепенно – оно ведь не так заметно.

![]() | ![]() | «Если пессимист считает, что ситуация – хуже некуда, то оптимист знает – есть куда». Этим анекдотом, пожалуй, можно проиллюстрировать ситуацию, сложившуюся на украинском рынке нефтепродуктов. Бензин дорожает на 5 – 10 копеек в неделю, но это не вызывает ни паники, ни сколько-нибудь серьезной полемики в обществе. Постепенно – оно ведь не так заметно. |
Политика и цены едины?
Если сравнить колебания стоимости нефти, выяснится, что начавшийся в мае 2004 года рост стоимости бензина в Украине действительно совпал (с небольшим запаздыванием), со скачком цен на «черное золото» в мире. В июне цены остановились и оставались почти неизменными до апреля 2005 года. Хотя ситуацию на мировом рынке нефтепродуктов нельзя было назвать стабильной. Так, нефть серьезно дорожала в октябре 2004-го и в марте 2005-го, дешевела в декабре 2004-го. То, что на украинском рынке эти волнения не отразились, объясняется, скорее всего, президентской кампанией. Тогда в политических интересах власти было удержать цены на отечественных АЗС, и переговоры с нефтетрейдерами на эту тему велись в достаточно жесткой форме. Но после выборов прошло несколько месяцев, и в апреле-мае 2005 года в Украине был зафиксирован дефицит топлива и очередной скачок гривневых цен на бензин. Но в апреле курс доллара по отношению к гривне упал. Поэтому в перерасчете на американскую валюту рост цен на топливо на отечественных АЗС в этот период оказался еще более впечатляющим. Правительство попыталось минимизировать кризис ввозом импортных нефтепродуктов, и это позволило стабилизировать ситуацию на некоторый период. Но самое интересное, что в это же время мировые цены на нефть (в том числе и поставляемую к нам российскую марки Ural) переживали не рост, а спад!
На европейских заправках цена бензина марки «Премиум» (аналога А-95) куда более точно (с некоторым запаздыванием) повторяла колебания стоимости нефти. Например, в мае, октябре 2004-го и апреле 2005-го цена повышалась, а в июле, декабре 2004-го и июне 2005-го – снижалась.
С июня мировые цены на нефть и отечественные – на бензин демонстрируют «мир и согласие». Стоимость нефти в мире после майского спада начала расти. К тому же экспортная пошлина на вывоз российской нефти также повышается (с апреля по август 2005 года – от $102 до $140 за тонну). Соответственно, в нашей стране бензин дорожает.
Готовьтесь к худшему
Из всего вышесказанного можно сделать cледующие выводы. Темпы роста розничных цен на топливо в Европе сильно отстают от темпов увеличения стоимости нефти. Длительные периоды стабильности цен на украинских заправках, которые затем сменяются резкими скачками, свидетельствуют о том, что одним из главных ценооборазующих факторов в нашей стране является политическая воля руководства. Хотя в последнее время, кажется, этот фактор несколько теряет вес. Ведь цены на украинских заправках растут так же стремительно, как дорожает нефть на биржах.
Каков прогноз – понятно. Все будет, как в том анекдоте о пессимисте и оптимисте. Вы думаете, что ситуация на отечественном нефтерынке – хуже некуда? Больше оптимизма, господа!
|