Зимний рыцарь седьмого поколения
«Воздушные силы на службе Hakkapeliitta 7» – под таким лозунгом прошла презентация новой зимней шины компании Nokian Tyres.
«Воздушные силы на службе Hakkapeliitta 7» – под таким лозунгом прошла презентация новой зимней шины компании Nokian Tyres.
Периодичность выхода на рынок новых шин той или иной компании разная. Инженеры фирмы Nokian Tyres считают своим долгом практически к каждому зимнему сезону презентовать новую модель зимних покрышек – то ли для сурового климата скандинавских стран, центральной и северной частей Восточной Европы, то ли для мягкого центральноевропейского. К этому сезону финны подготовили новую шипованную зимнюю шину Hakkapeliitta 7, которую презентовали еще в феврале прошлого года в Финляндии на заполярном полигоне.
Первый вопрос, который возник у нас на презентации: почему «7», а не «6», ведь предшественницей была Hakkapeliitta 5? Ответ нашелся в истории создания этой шины. Оказывается, над очередной зимней новинкой в отделе развития продукции Nokian Tyres работали две бригады инженеров. Перед первой стояла задача максимально модернизировать предшественницу Hakkapeliitta 5, в результате должна была появиться Hakkapeliitta 6, вторая начинала работать с нуля, создавая модель Hakkapeliitta 7. У какой из этих шин будут лучше характеристики, той и «светит будущее». В этом сражении выиграла вторая бригада, т. е. Hakkapeliitta 7, на разработку которой ушло более четырех лет. Что же придумали за это время создатели?
Hakkapeliitta 7 выпускается в 48 размерностях – от 13 до 20 дюймов. В их числе и первые в мире шипованные шины для Porsche с индексом скорости Н (210 км/ч).
Неугомонные конструкторы
И опять гвоздем программы стал шип. Он в очередной раз изменил форму корпуса и сердечника – но уже из квадратного стал неравносторонним шестигранником и получил название «якорный шип». Устанавливается новый шип также на специальном заводском оборудовании только в строго определенном положении, чтобы большая ширина сердечника «работала» в направлении качения колеса, т. е. во время разгонов и торможений. К тому же шип лучше выдерживает и боковые нагрузки. В этом ему помогает его широкое основание, которым он опирается на большую поверхность опоры, из-за чего меньше перекашивается в поперечном направлении.
Другое изобретение – так называемые воздушные амортизаторы, позаимствованные у беговых кроссовок. Сделанные вблизи шипа три отверстия каплеобразной формы обеспечивают его оптимальный зацеп за поверхность, более мягкий контакт с дорожным покрытием и гашение колебаний шипа после выхода из пятна контакта. В первом случае повысили эффективность работы шипа, а в других – заодно существенно снизили шумность качения шипованной шины. Воздушные амортизаторы и шестигранные шипы – два главных ноу-хау, получивших название Air Claw Technology.
Несмотря на то что создатели новой шины шли собственным путем, для получения хороших характеристик они все-таки использовали и прогрессивные технологии, применяемые в предыдущих поколениях Hakkapeliitta. Так, эффективность работы шипов повышает еще одна достаточно известная технология – «медвежий коготь», которая уже успела положительно зарекомендовать себя в модели Hakkapeliitta 5. Во время торможения «медвежий коготь» удерживает шип в вертикальном положении за счет дополнительного напряжения в шашке протектора.
В Hakkapeliitta 7 также используется усовершенствованная технология Eco Stud System. Это подушки-амортизаторы под шипом, которые повышают эффективность его работы и снижают удары о поверхность дороги. А чтобы шип не выпадал, его основание размещается в прочном нижнем слое протектора.
Без резины никуда
Шипы шипами, но характеристики зимней шины всегда зависят от свойств резиновой смеси протектора. В Hakkapeliitta 7 это новая комбинация натурального каучука, силики и рапсового масла. К ним еще добавлен так называемый силан нового типа (криосилан), без которого сложно соединить в больших объемах натуральный каучук и силику. Поэтому теперь вместо сажи в качестве основного наполнителя резиновой смеси используется силика, «незамерзающие» свойства которой очень востребованы в зимних шинах как для получения хороших сцепных качеств, так и для уменьшения сопротивления качению. Рапсовое масло придает шине прочность на разрыв, а также улучшает сцепление на льду и снегу. В результате получилась износоустойчивая резиновая смесь, которая к тому же обладает лучшими сцепными свойствами на мокрой поверхности.
Работа художников
Еще один очень важный элемент в любой шине – протектор. Не «угадал» с его рисунком – и проблем не избежать. Для Hakkapeliitta 7 создали новый направленный рисунок протектора, хотя даже визуально в нем прослеживаются некоторые черты фрикционной Hakkapeliitta R. По сравнению с шипованными предшественницами протектор стал немного уже, а для лучшей управляемости на асфальте блок-шашки средней части протектора связали между собой центральной перемычкой. Она, кстати, выполняет и функцию опорного ребра, которое улучшает поперечное сцепление и курсовую устойчивость.
А чтобы огромное количество ламелей не ухудшало устойчивость и управляемость, их сделали с трехмерным зацеплением – как в европейской зимней шине Nokian WR G2. Количество «режущих» кромок при этом осталось прежним, а блок-шашки стали заметно жестче.
Так как в повседневной жизни прошлой зимой ездил на Skoda Octavia A5, обутой в Hakkapeliitta 5, для проверки возможностей «семерки» выбрал тоже Octavia A5 (обновленную), но уже обутую в Hakkapeliitta 7. Сразу обратил внимание на лучшие тормозные свойства даже на отполированном льду. Противобуксовочный режим системы ESP срабатывает только на гладком льду, и то это заметно проявляется лишь с двигателями, которые обеспечивают резкий подхват на определенных оборотах (например, при включении в работу турбокомпрессора). При моторе, обеспечивающем плавное нарастание крутящего момента, пробуксовка минимальна. В случае заноса после сброса газа управление автомобилем восстанавливается практически сразу же. На асфальте ламели с трехмерным зацеплением действительно улучшили управляемость. Несмотря на наличие шипов, отсутствует досаждающий гул, слышно лишь легкий шорох. Словом, инженеры поработали не зр я. Изменения пошли на пользу.