Компания Nokian Tyres объявила об открытии второго завода в России. Теперь производственные мощности финнов на площадке под Санкт-Петербургом будут в 2,5 раза больше, чем на родине, в городе Нокиа. Что стоит за рекордной цифрой 14 млн. шин в год?
Компания Nokian Tyres объявила об открытии второго завода в России. Теперь производственные мощности финнов на площадке под Санкт-Петербургом будут в 2,5 раза больше, чем на родине, в городе Нокиа. Что стоит за рекордной цифрой 14 млн. шин в год?
| |
Одна из самых радикальных перемен в истории компании Nokian Tyres, ведущей отсчет с 1898 года, произошла в 2004-м. Тогда заработал ее первый российский завод во Всеволожске. Сегодня рядом построили корпуса второй очереди завода. Фактически это новое предприятие с отдельной инфраструктурой, коммуникациями и собственным бизнес-планом. Всего финны вложили сюда 750 млн. евро – больше, чем кто-либо из инвесторов в автомобильной отрасли СНГ. Менеджеры Nokian в свое время удивили мир большого бизнеса: вместо того чтобы, как все, использовать дешевые трудовые ресурсы России, инвестировали сотни миллионов в автоматизацию. Зато теперь здесь влияние человеческого фактора на качество сведено к нулю. Поэтому шины Nokian любой модели продаются по всему миру без привязки к месту производства, а их себестоимость на российских конвейерах ниже, чем на предприятии в Финляндии. Сказывается низкая цена газа, который благодаря собственной ТЭС обеспечивает производство теплом и электричеством.
| СырьеШинное производство – отрасль глобальная, поэтому поставщики сырья здесь те же, что и у европейских заводов других шинных марок. Например, Юго-Восточная Азия снабжает предприятия каучуком, Россия – синтетическим каучуком и углеродом. Некоторые высокотехнологичные ингредиенты поступают из Западной Европы. Кстати, еще до запуска конвейеров под Петербургом старый завод в финском городе Нокиа 50% сырья получал из России. |
| |
| CотрудникиТолько один из ста желающих трудиться на «Nokian Tyres Россия» получает рабочее место в здешних цехах. Счастливчики обучаются по специальной системе при заводе, обмениваются опытом (в обоих направлениях) с финскими коллегами и имеют право на льготную ипотеку (под 7,3% на 30 лет) в комплексе Hakkapeliitta Village. Средний возраст сотрудников – 30 лет, никто из них ранее не работал на отечественных шинных предприятиях. |
| |
| |
ОборудованиеВ цехах во Всеволожске самое современное оборудование – в отличие от завода в Нокиа, где многим машинам по несколько десятков лет. Для повышения качества и снижения себестоимости применяются роботы и автоматы. Часть оснастки общая для финского и российских предприятий: благодаря географической близости пресс-формы некоторых моделей перевозят грузовиками. Клише Made in… в формах сменные. |
| |
| |
ТехнологииТехнология производства шин на всех трех заводах Nokian Tyres (один в Финляндии и два в России) одна и та же, как и рецептуры резиновых смесей и прочие компоненты. Модельные ряды и размеры покрышек пересекаются в производстве. Более современные бизнес-процессы и новое оборудование во Всеволожске внедрены для снижения себестоимости и повышения качества выпускаемой продукции. |
| |
| Контроль качестваКонтроль качества не выборочный, а полный. ОТК проверяет каждую из 30–40 тысяч шин, ежедневно сходящих с конвейеров «Nokian Tyres Россия», причем дважды. Человек-контролер проверяет покрышку на соответствие десяткам параметров. После этого каждую шину «гоняют» на барабане, где она контролируется компьютером. Контроль отсекает примерно 1% выпущенной продукции. |
| |
| ПотребителиПоловина выпущенных под Санкт-Петербургом шин – как летних, так и зимних – уходит на экспорт в 42 страны мира. Ни компания, ни ее дилерская сеть не делают какой-либо разницы по месту производства продукции. Тем более что один и тот же размер одной и той же модели может то одновременно, то поочередно выпускаться и во Всеволожске, и в Нокиа. |
Завод во Всеволожске мощностью 14 млн. шин в год в Nokian Tyres называют крупнейшим в СНГ и самым современным в Европе. Сюда привозят дилеров со всего мира – показать, каким должно быть производство. Кстати, завод в Нокиа выпускает в год лишь 4–6 млн. шин.
Россияне говорят, что их завод все время в движении. Постоянные модернизации направлены на увеличение объемов выпуска, притом что конвейеры во Всеволожске не останавливаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Сегодня второй завод под Санкт-Петербургом только начинает работать, но здесь снова трудятся монтажники: сооружают еще две линии смешивания компонентов. Они заработают в 2014-м, и тогда мировой рынок ежегодно будет получать 17 млн. российских шин Nokian.
Киев – Всеволожск – Киев
Игорь Широкун
Фото автора