Защита для легких
Интересное существо – человек. Сначала он позаботился о том, чтобы чистым воздухом дышал двигатель его автомобиля, и только много лет спустя, в середине 80-х, изобрел фильтр, задерживающий те же самые частицы пыли в воздухе, подаваемом в салон.
Интересное существо – человек. Сначала он позаботился о том, чтобы чистым воздухом дышал двигатель его автомобиля, и только много лет спустя, в середине 80-х, изобрел фильтр, задерживающий те же самые частицы пыли в воздухе, подаваемом в салон. |
Чистота воздуха современных городов весьма далека от желаемой, в нем можно найти почти всю таблицу Менделеева. Пыль, сажа, цветочная пыльца, споры растений, бактерии и прочее попадает в легкие человека, и его «штатная» система фильтрации воздуха с ними уже не справляется. В замкнутом пространстве салона автомобиля концентрация вредных веществ в 5-6 раз больше, чем на улице. Чтобы уменьшить их количество, примерно с начала 90-х годов многие автопроизводители начали устанавливать фильтры в системах вентиляции салона. Эти несложные устройства защищают не только легкие водителя и пассажиров. Задерживая загрязнения, они предотвращают их попадание в радиаторы отопителей и кондиционеров, тем самым снижая потребность в достаточно трудоемкой операции очистки радиаторов.
Как устроены фильтры
Сначала использовались самые простые фильтры, очень схожие по конструкции с воздушными фильтрами для двигателя. В них применялся механический способ очистки. Воздух проходит через фильтрующий материал – бумагу или синтетическое нетканое волокно, а частицы пыли задерживаются в его порах.
Затем появились двухслойные фильтры. Первый слой задерживает крупные частицы (пыль, пыльцу растений), а второй из наэлектризованных синтетических волокон не пропускает мелкие твердые частицы (до 0,5 мкм).
Очередной этап в развитии конструкции салонного фильтра – использование активированного угля. Благодаря пористой структуре с большой поверхностью активного вещества уголь способен поглощать значительное количество вредных веществ, в том числе микроскопические частицы сажи, газы и даже запахи. Эти свойства первыми востребовали конструкторы противогазов.
Рабочий элемент таких фильтров – активированный уголь, получаемый при нагревании в условиях недостатка кислорода скорлупы кокосовых орехов. Гранулы угля диаметром примерно 0,5 мм наносят на специальную подложку, изготовленную из текстильного материала или полиуретановой пены. Использование специальных составов для пропитки гранул улучшает характеристики фильтра.
Наиболее дорогие, но и самые эффективные – гибридные фильтры. Они представляют собой многослойный «пирог» из различных рабочих элементов – бумажного, из синтетических волокон с электростатическим зарядом и угольного. Трехслойная конструкция позволяет задерживать твердые частицы размерами в доли микрона, нейтрализовать некоторые химические соединения, а также неприятные запахи.
Конструкторы фирмы Valeo пошли еще дальше. Они разработали специальный картридж с антимикробным реагентом, который устанавливается в салонный фильтр. Смешиваясь с воздухом, проходящим через фильтр, он убивает микробы и бактерии. Так как некоторые из них являются источником неприятных запахов, реагент выполняет и функции дезодоранта, гарантируя на протяжении 12 месяцев подачу в салон очищенного воздуха.
Где их устанавливают
Салонные фильтры устанавливают в подкапотном пространстве или в салоне. Уже само их предназначение говорит о том, что фильтр должен находиться у входа в систему вентиляции и отопления. Точные координаты указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля, но чаще всего фильтры крепят либо в подкапотном пространстве, либо под торпедо со стороны пассажира. Соответственно, и доступ к фильтрам для обслуживания и замены осуществляется по-разному. Наиболее часто встречается конструкция с доступом из салона со стороны пассажира, реже – из моторного отсека и салона со стороны водителя.
Способы установки фильтрующего элемента не столь разнообразны. Это кассета, либо вставляющаяся в специальное окошко перпендикулярно воздуховоду, либо закрывающая входное отверстие воздуховода.
Особенности эксплуатации и обслуживания
Эксплуатация автомобилей, оснащенных салонным фильтром, практически ничем не отличается от эксплуатации обычных машин. Но один небольшой нюанс есть. Посмотрев один раз на использованный фильтр, вы станете гораздо реже открывать боковые стекла, а в машинах с кондиционером вообще забудете о такой возможности. К хорошему человек привыкает быстро, но поначалу вы заметите, что стекла меньше загрязняются изнутри, а на панелях облицовки – гораздо меньше пыли.
Правда, авто с салонным фильтром требует дополнительной операции по техническому обслуживанию – периодически необходимо менять фильтрующий элемент. К сожалению, в некоторых автомобилях это довольно трудоемкая процедура, в отличие от замены воздушного фильтра двигателя.
Периодичность замены фильтров для различных типов фильтрующих элементов и у разных автомобилей может отличаться, причем довольно существенно: для бумажных – 15–30 тыс. км пробега, угольных – 50–100 тыс. км, а для многослойных – 30–60 тыс. км. Как и в случае с воздушным фильтром для двигателя, в наших «особых» условиях дилеры дружно советуют сократить срок работы элемента в два раза по сравнению с рекомендованным. Несколько продлить срок службы бумажного фильтра можно, если периодически снимать его и продувать сжатым воздухом с обратной стороны. А фильтр из синтетических волокон можно промыть со стиральным порошком.
В отличие от моторного фильтра, салонный сам заявляет о своей «кончине» с помощью целого ряда «сигналов». Наиболее характерные признаки необходимости его замены – это снижение производительности системы вентиляции-отопления (при включении вентилятора на максимальные обороты поток воздуха остается слабым) и интенсивное запотевание окон при заборе воздуха снаружи. В автомобилях с кондиционером о необходимости замены фильтра свидетельствуют и неприятные запахи в салоне (загрязненный фильтр образует застойные зоны, а повышенная влажность создает отличные условия для размножения микробов).
Особо внимательно следует отнестись к соблюдению периодичности замены фильтра, если автомобиль оборудован кондиционером или климат-контролем. Дело в том, что засорение фильтрующего элемента приводит к снижению его пропускной способности. Недостаточный обдув воздухом испарителя вызывает его обмерзание. Попавшие на изморозь частицы пыли после оттаивания становятся причиной появления плесени. Именно она и является источником неприятного запаха.
Если по тем или иным причинам замена фильтра невозможна (например, его нет в продаже), лучше некоторое время ездить совсем без него. Промывка бумажного фильтрующего элемента, как и в случае с воздушным фильтром для двигателя, его эффективность не восстанавливает. Единственный плюс такой процедуры – фильтр сможет задерживать крупный мусор, не давая ему попасть в радиатор системы отопления.