Зачем пылят тормозные колодки?
Это не случайно – не пылить в прямом смысле, то есть не распространять частицы фрикционного материала накладок, тормозные колодки не могут, да и не должны. Другое дело – как именно они пылят – от этого зависит, на пользу этот процесс, или во вред. Если колодки в буквальном смысле «сыплются», засоряя тормозные суппорты, это не лучший вариант. Но вовсе не пылить колодки не могут – ведь они все равно должны стираться.
Да, тормозные колодки именно должны стираться – в этом их предназначение. Во-первых, если бы они не стирались – тогда бы они быстро стирали тормозной диск. Ведь что-то же должно стираться при торможении, и лучше, если это будет колодка, поскольку тормозные диски в разы дороже. А во-вторых, стирание фрикционного слоя с колодки – должно улучшать тормозные свойства пары диск-колодка.
Когда сетуют на тормозную колодку, что она «загрязняет тормозной диск», надо уточнять, что имеется в виду. Если рабочая поверхность диска (зона контакта с тормозными колодками), выглядит не как отполированный металл, а имеет серовато-матовый оттенок – это хорошо. Так и должно быть. Эффективность торможения обеспечивается тем, что часть фрикционного материала, который стирается с колодки, оседает на поверхности диска.
Если взаимодействуют материал фрикционной накладки и чистый металл – эффективность торможения не может быть максимальной. У полированного металла не такой высокий коэффициент сцепления, как у металла, на поверхности которого «зацепились» частички фрикционного материала. Собственно, по этой причине и необходима в первую очередь приработка нового диска и колодок, а вовсе не потому, что они должны «притереться, чтобы их поверхности стали параллельны» – они и с заводов не кривыми выпускаются.
Кроме того, наличие слоя фрикционного материала дополнительно защищает тормозной диск от износа. Поэтому опасения должны возникать, если рабочая поверхность диска абсолютно чистая – значит, фрикционный материал не задерживается на поверхности диска. Возможно – из-за того что отделяющиеся от накладки тормозной колодки частицы слишком крупные, возможно от того, что не притягиваются к поверхности металла.
Совсем другая история, если диск загрязняется частицами, которых в зоне контакта накладки с диском в идеале быть не должно. Например – частицами ржавчины. Дешевые диски часто продаются без какого-либо антикоррозионного покрытия. В результате не участвующие в торможении поверхности диска, включая его ребро – очень быстро покрываются слоем ржавчины, которая является субстанцией весьма хрупкой, хотя отдельные ее частицы – оксиды железа – достаточно твердые, чтобы повреждать как поверхность диска, так и тормозные накладки.
Есть и еще одно неприятное последствие коррозии нерабочих зон диска. Поверхность ржавого диска намного лучше удерживает различные загрязнения, чем чистая. При попадании на диск воды или грязи, возможны ржавые потеки с нерабочей по рабочей поверхности диска. Затем, при торможении, ржавчина и прочий мусор «включаются» в процессы работы фрикционной смеси на поверхности диска. В том числе – может приводить и к тому, что колодка начнет быстрее изнашиваться, то есть «пылить» избыточно.
Особенно неприятное явление – срезание ржавой кромки с ребра диска при торможении – это способствует более быстрому засорению и заражению ржавчиной механизмов тормозных суппортов. Сама по себе пыль фрикционной смеси качественных колодок – субстанция относительно безобидная. А вот смесь из частиц ржавчины, мелкого песка, соли и других реагентов для посыпания улиц в зимний период и всего остального, что застряет в пористой поверхности ржавого диска – это похуже.
Таким образом, как говорили греки в древности – любой вопрос, это вопрос меры. Если колодки пылят умеренно – это нормально. А в процессе приработки новых колодок и дисков и усиленное пыление – явление допустимое. Тем более, что некоторые диски, например MEYLE PD, поставляются с сетчатым хонингованием, которое ускоряет процесс приработки тормозных колодок.
Пересекающиеся под определенным углом неглубокие насечки при первых же торможениях снимают верхний слой фрикционного материала с тормозных колодок и равномерно распределяют его по рабочей поверхности диска. Пыль фрикционной смеси заполняет микроструктуру металлической поверхности диска, после чего уже достигается максимальная сила трения. После приработки диска колодка будет работать уже не по чистому металлу, у которого сопротивление трения ниже, чем у тормозной накладки самой колодки, а по рабочей поверхности, по фрикционным свойствам уже близкой к свойствам самой колодки. Сам диск тоже быстрее притирается на глубину насечек, а затем, когда насечки исчезают, далее диск работает так, как диск без насечек, который притирался порядка тысячи километров пробега.
Чтобы в дальнейшем диск служил долго, а колодки не изнашивались быстро из-за включения в процесс частиц ржавчины, диски MEYLE PD имеют чрезвычайно стойкое антикоррозионное покрытие – цинк-ламельное, не содержащее хром-6, окисей хрома и тяжелых металлов, таких как свинец, кадмий, никель или ртуть. А сетчатое хонингование рабочей поверхности ускоряет приработку детали и увеличивает тормозное усилие.
Самый надежный способ испытаний на устойчивость к коррозии – выдержка в солевом тумане. После 240 часов в этой агрессивной среде, что соответствует нескольким годам эксплуатации среднестатистического автомобиля, на дисках MEYLE PD удалось обнаружить при внимательном осмотре лишь незначительные признаки коррозии. Но поверхность взятого для сравнения оригинального диска (тоже покрытого антикоррозионным составом) за время испытания покрылась коррозией в значительной степени. А простой диск без покрытия выглядел так, будто провел много лет на свалке.
Обычный тормозной диск без покрытия | Оригинальный тормозной диск с покрытием | MEYLE PD (диск Platinum) |
Сильная ржавчина по всей поверхности | Сильная ржавчина вокруг отверстия, образование ржавчины на краях, диска, много белой ржавчины | Небольшое образование белой ржавчины, отдельные пятна ржавчины на поверхности и внутри отверстий |
Главный критерий оценки тормозных колодок и дисков – эффективность торможения. А все сопутствующие факторы ценны постольку, поскольку помогают повысить эту эффективность и продлить срок службы диска и других узлов тормозной системы.
Материал подготовлен международным маркетинговым агентством «AGV-Aftermarket»