Все секреты алколазера «Бутон»: Лазер против водки
Автомобильное сообщество взбудоражила новость: у гаишников появился лазерный прибор, который будет вычислять пьяных водителей на расстоянии, прямо на ходу! Насколько точен этот алколазер, нельзя ли его обхитрить и вреден ли он для человека?
Автомобильное сообщество взбудоражила новость: у гаишников появился лазерный прибор, который будет вычислять пьяных водителей на расстоянии, прямо на ходу! Насколько точен этот алколазер, нельзя ли его обхитрить и вреден ли он для человека?
Дистанционный детектор паров алкоголя «Бутон» впервые представили в 2008-м, год назад презентовали его готовую к производству «милицейскую» версию. По заказу российского МВД «Бутон» создала санкт-петербургская компания «Лазерные технологии» (кстати, это устройство не имеет аналогов в мире). Прибор существует в портативном и стационарном исполнении, может работать от розетки прикуривателя с напряжением 12 В, от сети 220 В и от собственного аккумулятора. Детектор способен одновременно контролировать две полосы движения транспорта, его мобильный вариант возможно развернуть в любом подходящем месте примерно за 5 минут. Чувствительность настроена на 0,3 промилле (это выпитые 50 г водки или бокал пива), время замера – 0,1 секунды, допустимый диапазон скоростей автомобиля 5–150 км/ч. Рабочая температура – от -40 до +50 градусов.
Согласно релизу производителя «предусмотрена возможность применения его в любых погодных условиях». Темнота для алколазера – тоже не помеха. Кроме того, представители разработчика заявляют, что «излучение прибора невидимо и совершенно безопасно для глаз». Дальнобойность его стационарной версии – 25 метров, портативной – 15 м.
Принцип спектрофотометрии
«Бутон» использует принцип лазерной спектрофотометрии, основанной на поглощении излучения. Его суть в том, что молекулы каждого вещества некой среды при прохождении через нее луча света поглощают совершенно определенную часть его спектра. Если сравнить характеристики луча до и после его прохождения через среду, можно понять, какие вещества присутствуют в «просвеченном» лазером пространстве и в каком количестве. Излучатель «Бутона» посылает лазерный луч в горизонтальной плоскости. Пройдя через салон авто, он отражателем (уголкового типа) на противоположной стороне дороги возвращается в прибор, где спектр луча подвергается анализу. «Зная», как влияет на составляющие спектра луча то или иное количество молекул этилового спирта, электроника делает выводы о наличии или отсутствии в машине паров алкоголя. Луч этого прибора формирует лазерный диод – экономичный, работающий на частоте, безопасной для человека.
Стратегия применения
Использовать «Бутон» предполагается следующим образом. Прибор нужно устанавливать (не важно, стационарный или мобильный его вариант) в начале длинных дороги или улицы, на некотором протяжении не имеющих перекрестков. Ширина потока, который будет охвачен контролем, должна быть не более двух полос. На одной стороне дороги устанавливается собственно детектор «Бутон», на другой – отражатель. Лазерный луч алкотестера направляется горизонтально поперек проезжей части. Все автомобили, пересекающие луч, становятся объектом контроля. Лазер через окна «простреливает» салон машины и отражателем возвращается в корпус прибора, где анализируется. Расположенная слева на корпусе детектора камера фотографирует каждый приближающийся автомобиль в проекции «три четверти» (изометрия).
Если датчики прибора фиксируют в какой-либо машине пары алкоголя, «Бутон», используя протокол Wi-Fi, отправляет на смартфон инспектора фотографию авто с тревожным сообщением. Дальность действия передатчика – 100–150 м, и инспектору, стоящему впереди у дороги не дальше этого расстояния, должно хватить времени, чтобы выявить в потоке подозреваемый автомобиль и остановить его или по рации передать информацию о нем патрулю, расположившемуся еще дальше. Если на этом участке дороги не будет перекрестков, где нарушитель мог бы свернуть, его обязательно остановят и предложат провериться на наличие алкоголя при помощи сертифицированного алкотестера. Сам «Бутон» при этом основанием для наказания «за пьянку» служить не может. Таким образом, лазерный алкотестер призван повысить эффективность «охоты» автоинспекции на пьяных водителей и снизить вероятность беспричинной остановки для проверки на наличие алкоголя трезвых автомобилистов.
У разработчиков лазерного алкотестера есть компактная версия прибора для работы |
В случае принятия дистанционного алкотестера на вооружение «Бутон» сделает охоту гаишников на пьяных водителей более эффективной.
Сомнения
Прибор, заказ на создание которого был принят еще в 2007-м, с прошлого года проходит испытания в «боевых» условиях на российских дорогах. Разработчики и полиция пытаются ответить на некоторые вопросы, вызывающие сомнение. Например, уже сегодня ясно, что дистанционный анализатор может срабатывать не только на похмельный «перегар», но и на запах других веществ, содержащих в себе этиловый спирт. Это могут быть как некоторые виды парфюмерии, так и омывающие жидкости, основанные не на изопропиловом спирте (таких большинство), а на этиловом. Естественно, подвыпившие пассажиры тоже станут причиной остановки машины для более тщательного контроля.
Более того, испытания россиян якобы подтвердили, что корректному замеру количества паров алкоголя в салоне не помешает тонировка стекол, пахучки – ароматизаторы воздуха и средства, нейтрализующие запах алкоголя типа «антиполицай», а также ароматный кофе, жевательная резинка и пр. А вот водители грузовиков, автобусов и микроавтобусов, где стекла расположены достаточно высоко, под общую проверку не попадут.
Принцип спектрофотометрии хорошо зарекомендовал себя еще полвека назад. Такие приборы украинского производства применялись на шахтах и в промышленности.
Попытки обхитрить
Однако пытливый ум соотечественников уже наметил меры, которые должны помочь обхитрить алколазер. Люди, имевшие дело с «Бутоном», утверждают, что при открытых окнах в машине прибор бессилен – концентрация паров этанола в таком случае падает ниже порога чувствительности прибора (150 микрограмм этанола на литр воздуха). По той же причине могут не бояться лазерного детектора водители кабриолетов, автомобилей с кузовом тарга и подобных им.
Очевидно то, что работники ГАИ не смогут применять прибор на магистралях, где ширина проезжей части больше 15 или 25 метров. Не получится использовать портативный прибор на многих скоростных дорогах и потому, что инспектор не сможет перейти на противоположную сторону, чтобы перед началом работы установить треногу с отражателем.
Если «замеряемый» автомобиль будет ехать рядом с фурой или автобусом, который закроет отражатель от детектора, проверка также будет невозможна, даже если лазер «выстрелит» прямо в окно легковушки. Ну а самый верный способ обхитрить «Бутон» давно известен: не употреблять перед поездкой никаких запрещенных жидкостей.
Что касается перспектив применения «Бутона» автоинспекторами, они пока неясны. Испытания опытных образцов дистанционного детектора паров алкоголя на российских дорогах длятся уже год и пока не признаны успешными. На вооружение ГИБДД прибор еще не поступил. Массовому его использованию наверняка будет препятствовать и высокая цена. Так что о применении алколазера в Украине говорить рано.
Игорь Чиж Доктор технических наук, профессор кафедры оптических и оптико-электронных приборов КПИ Подобные газоанализаторы разрабатывались – кстати, в Украине – еще в советское время. Их применяли для выявления метана в шахтах, анализа загрязнения воздуха возле промпредприятий и на дорогах. Метод оптической спектрофотометрии позволяет точно выявить наличие определенных веществ в газообразной среде. Лазерный луч милицейского детектора выбранной для анализа длины волны может светить в узком, невидимом глазу диапазоне спектра, ему не помешает ни туман, ни другие осадки, ни тонировка стекол. Если создатели «Бутона» выбрали правильный участок или участки в спектре поглощения этанола, помехой корректному измерению не будут другие спиртовые запахи в салоне и возле него – метанола, изопропилового спирта и прочих веществ, имеющих иное молекулярное строение. Разве что некоторые виды парфюмерии, содержащие этиловый спирт, теоретически могут быть выявлены таким алкотестером. Но для этого нужно «надушиться» очень щедро, ведь по сравнению с выдыхаемым человеком «перегаром» концентрация молекул этанола от запаха одеколона совсем мала. Скорость света в воздухе – порядка 300000 км/с, так что замер происходит почти мгновенно и быстродействие прибора определяется лишь характеристиками приемника, который обрабатывает информацию о свете, вернувшемся в прибор после его прохождения через кабину авто. «Защититься» от алкотестера типа «Бутон» можно, покрыв стекла селективно отражающими зеркалами – они прозрачны, но отражают лишь в узком участке спектра. Правда, для этого «умельцам» нужно точно знать длину волны излучения милицейского лазера, да и опыта напыления и эксплуатации подобных сложных многослойных диэлектрических зеркал на большие поверхности, подобные автомобильным стеклам, нет. Что касается вреда для человека, попавшего в луч прибора, то он маловероятен: создателям спектрофотометра ничто не могло помешать выбрать безопасный диапазон длины волны, да и большая мощность лазеру тут не нужна.