Компания Nokian Tyres частично рассекретила свое ноу-хау – зимние шины с выдвижным шипом.
К 80-летию первой зимней покрышки финской компании Nokian ее инженеры разработали концептуальную шину, которая может вообще изменить классификацию зимних шин на фрикционные и шипованные. Более того, уже есть не просто разработка в виртуальном пространстве, а опытные образцы, которые тестируются на закрытом треке White Hell испытательного полигона Nokian Tyres в финском Заполярье.
Суть разработки – в новой зимней шине шипы выдвижные, т. е. при движении по асфальту они будут прятаться в протекторе, а как только покрышка войдет в контакт с обледенелой дорогой, им будет дана команда «выйти» наружу. Это настоящая «шина-мечта», максимально адаптированная под нынешний переменчивый климат, когда ползимы мы ездим по асфальту, а еще половину – по льду и снегу. Более того, так как эти покрышки не будут изнашивать асфальтово-бетонное покрытие дорог, на них не должны распространяться законодательные ограничения по количеству шипов, их весу и размеру. При этом финские шинники могут сделать шип таких размеров и установить их такое количество, что на льду можно будет получить сцепные свойства, сравнимые с раллийными шипованными шинами с высотой твердосплавного сердечника 5-8 миллиметров. Это именно те покрышки, которые позволяют ехать по льду, почти как по асфальту.
Как конструктивно будет реализовано выдвижение шипов, финны держат в глубочайшем секрете. Это может быть и пневмопривод, и электромагнитный, и пружинный, а может быть, еще какой-нибудь из области фантастики. Пока лишь известно, что на опытных образцах водитель сам активирует шипы с помощью специальной кнопки в салоне автомобиля. Хотя в реальной жизни это, вероятнее всего, будет осуществляться с помощью интеллектуальной электроники. Например, команду шипам вступить в работу может давать система, контролирующая тип дорожного покрытия. Об испытании одной из таких систем в Финляндии мы уже писали почти год назад. Его суть – будет проводиться мониторинг работы тормозных систем автомобилей с ABS и ESP, которые ездят по дорогам общего пользования. На основании этих данных с помощью специального программного обеспечения будут определяться обледенелые участки дорог, где шипы получат команду вступить в работу.
Не исключен вариант и более доступной системы обнаружения гололеда, которая будет размещена на автомобиле и сканировать дорогу перед траекторией качения колес. Для распознавания льда могут использоваться, например, закон преломления лучей света при отражении от разных покрытий дороги – асфальта, снега, льда, сравнение угловых скоростей колес разных осей или какой-либо другой способ. Однако все это пока догадки. Можно лишь предположить, что, если эти концептуальные шины и получат путевку в жизнь (что не гарантировано, так как не все концепты имеют будущее), цены на них в прайсах будут немаленькими и на первом этапе производства супер-покрышки можно будет встретить только в колесных арках моделей премиум-сегмента.
Nokian Tyres разработала шину с выдвижными шипами