Великий синтетический путь

Синтетические смазки разрабатывали еще в 40-е годы, когда запатентовали первую искусственно построенную молекулу базового масла. Какой путь проходит нефть, прежде чем стать «синтетикой» и попасть в картер двигателя, нам удалось проследить на примере Mobil 1, производимого на заводе во Франции, в г. Гравеншон.

Синтетические смазки разрабатывали еще в 40-е годы, когда запатентовали первую искусственно построенную молекулу базового масла. Какой путь проходит нефть, прежде чем стать «синтетикой» и попасть в картер двигателя, нам удалось проследить на примере Mobil 1, производимого на заводе во Франции, в г. Гравеншон.

Синтетические смазки разрабатывали еще в 40-е годы, когда запатентовали первую искусственно построенную молекулу базового масла. Какой путь проходит нефть, прежде чем стать «синтетикой» и попасть в картер двигателя, нам удалось проследить на примере Mobil 1, производимого на заводе во Франции, в г. Гравеншон.

Преимущества «синтетики» общеизвестны: она остается вязкой при высокой температуре и жидкой – при низкой, создает прочную пленку на поверхностях трущихся деталей и долго не теряет своих свойств. Синтетические масла попали на прилавок более тридцати пяти лет назад – в 1974 году, но производитель утверждает, что «большой синтетический путь» только начинается: данный продукт еще будет развиваться и совершенствоваться. Мы побывали на одном из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Европы, чтобы увидеть, как создаются самые современные смазочные материалы.

1 Сырье для производства «синтетики» – нефть. Многие крупные нефтяные компании ведут собственную добычу. Mobil имеет скважины в 24 странах мира и производит разведку в 36 государствах.1 Сырье для производства «синтетики» – нефть. Многие крупные нефтяные компании ведут собственную добычу. Mobil имеет скважины в 24 странах мира и производит разведку в 36 государствах.
2 Нефть пропускают через ректификационные колонны, затем «вытягивают» из нее полезные, но нежелательные при производстве горюче-смазочных материалов элементы и соединения: серу, парафины, ароматические углеводороды. Полученный продукт может служить базой для дешевых смазок.

2 Нефть пропускают через ректификационные колонны, затем «вытягивают» из нее полезные, но нежелательные при производстве горюче-смазочных материалов элементы и соединения: серу, парафины, ароматические углеводороды. Полученный продукт может служить базой для дешевых смазок.

3 Цепочки углеводородных молекул минерального базового масла расщепляют до этилена, затем выстраивают заново, дополняя связи молекулами углерода и водорода. Получаются искусственные – «синтетические» углеводородные молекулы, образующие базовую основу для производства конечного продукта.3 Цепочки углеводородных молекул минерального базового масла расщепляют до этилена, затем выстраивают заново, дополняя связи молекулами углерода и водорода. Получаются искусственные – «синтетические» углеводородные молекулы, образующие базовую основу для производства конечного продукта.
4 В базовое масло добавляют присадки (марок Lubrisol, Infinium, Chevron) и смешивают в миксерах периодического или непрерывного действия. Дозаторами управляет электроника, но вмешаться в программу рецептуры в цехе не могут – это прерогатива высших структур. Соотношение базы и присадок – 75:25.
5 Полученное масло не сразу отправляют на фасовку – сначала его качество проверяют в заводской лаборатории. Кроме вязкости, пенообразования и внешних параметров, определяют точное количество присадок – методами плазменно-рентгенологического исследования и инфракрасного облучения.
6 Фасовку выполняют автоматы с точными весами. Тара – восьми типов: от 1 л до 208 л. Каждая канистра и каждая коробка получают электронную метку-паспорт, по которому можно определить дату и время выпуска.
7 Первую и последнюю коробки каждой партии снова проверяют. Контролируются свойства масла и его количество в емкостях. 98% продукции проходит тест с первого раза. В год лаборатория берет 50 тысяч проб и делает 250 тысяч анализов.

Нефтеперерабатывающие предприятия разбросаны по всему миру – порой за тысячи километров от мест добычи. «Черное золото» на переработку доставляют танкерами, а также качают по трубопроводам.

Киев – Гравеншон – Киев

Игорь Широкун
Фото Mobil