Свечи зажигания Bosch: далекие и близкие
Реалии глобализации: одни и те же автокомпоненты одной и той же марки выпускаются в разных точках земного шара. При этом производитель утверждает, что качество везде одинаковое. Мы попытались убедиться в этом на примере двух заводов Bosch – в Германии и России.
Реалии глобализации: одни и те же автокомпоненты одной и той же марки выпускаются в разных точках земного шара. При этом производитель утверждает, что качество везде одинаковое. Мы попытались убедиться в этом на примере двух заводов Bosch – в Германии и России.
Размещение предприятий по производству автокомпонентов в разных странах компании обычно объясняют желанием приблизиться к рынкам сбыта. То есть – сэкономить на логистике, таможенных формальностях, недорогих ресурсах: как людских, так и сырьевых, материальных. У немецкого концерна Bosch пять заводов по выпуску свечей зажигания – в Германии, России, Китае, Индии и Бразилии. Головное предприятие «свечной» отрасли находится в немецком городке Бамберге, а заводом № 2 вот-вот планируют назвать производство в волжском поселке Энгельс – пригороде Саратова. За три дня мы побывали на обоих предприятиях и имели возможность сравнить их.
По-братски
Любая модель свечи зажигания данной марки рождается в Бамберге, где расположены конструкторское бюро, испытательные лаборатории, опытное производство и т. д. Получив здесь путевку в жизнь, новые конструкции свечей отправляются к местам производства – на заводы в разные страны. Вместе с технической документацией за ними следует команда технологов, инженеров-наставников и менеджеров, сотни контейнеров с оборудованием, приобретенным у тех же поставщиков, которые снабжали станками Бамберг.
В результате, несмотря на разные окончания сакраментальной ссылки Made in …, никто не разделяет готовые изделия по месту их изготовления – все они поступают на региональные и глобальные склады, чтобы оттуда разойтись по миру в качестве OEM-комплектующих для автоконвейеров или запчастей.
Все это мы знали на примере некоторых других «глобальных» производителей автокомпонентов, и, конечно же, оценили смелость менеджеров Robert Bosch GmbH, которые с перерывом в один авиаперелет открыли перед журналистами сначала ворота своего головного свечного завода, а затем – своего самого молодого предприятия.
Два берега
Завод в Бамберге выпускает искровые свечи Bosch с 1940 года, завод в Саратове – с 1996-го. На первом работают 1000 человек и столько же – на втором. Германское предприятие производит 250 моделей свечей, российское – 385. Немцы ежегодно пакуют в ящики 120 млн. свечей, россияне – 47 млн.
Разделение труда такое: немцы выпускают огромные партии однотипных изделий, россияне специализируются на мелких сериях более широкого ассортимента. По уровню качества продукции и ее сложности разграничений нет: например, 47% саратовских свечей уходит на экспорт, они одобрены Daimler и BMW, также осуществляются поставки на конвейеры GM (Opel) и Ford.
Во время знакомства с цехами в Саратове нам казалось, что мы из Бамберга не улетали, а просто перешли в соседний корпус. Те же чистенькие станки и автоматические линии нежно-зеленого цвета, те же надписи на немецком языке и тот же порядок в каждой мелочи – от расположения ящиков с деталями до отточенных движений рабочих. Более того, сотрудники предприятия утверждают, что подобные ощущения вызывают не только «внешние», видимые факторы – саратовское предприятие является неотъемлемой частью огромной единой структуры. Завод постоянно посещают специалисты из Германии, в свою очередь, российские инженеры, техники и рабочие ездят обучаться на зарубежные предприятия компании. У компьютеров россиян – удаленный доступ в единую сеть Robert Bosch GmbH, они постоянно участвуют в интернет-конференциях по самым сложным техническим вопросам.
Свечи зажигания с заводов Bosch отправляют на 19 автосборочных предприятий по всему миру. Никакой разницы между произведенными в разных странах свечами не делают.
Без особенностей
Корпоративная политика «глобальной» компании не делает скидок на «национальные особенности»: все внутренние и европейские стандарты качества, экологические и иные нормы соблюдаются неукоснительно. Например, всецело приветствуя локализацию (читай – удешевление) производства, компания придерживается долгой и хлопотной «процедуры разрешения» при каждой смене сырья, поставщика материалов и пр. Даже после смены поставщика глинозема для получения керамики автопроизводитель – заказчик свечей устраивает на свечном заводе аудит. Согласно европейским правилам «Процесса согласования производства автокомпонентов» заводчане обязаны докладывать заказчику даже о перестановке станков в своих цехах. В случаях малейшего сомнения в качестве сырья и комплектующих «со стороны» Bosch поставляет их на сборку со своего немецкого предприятия – например, как это имеет место с некоторыми видами электродов для Саратова. Результат налицо: допускаемый брак – 1-2 свечи на один миллион изделий. Причем эта норма одинаково успешно распространяется как на немецкие свечи Bosch, так и на российские.
Близнецы-братья?
Но одинаковыми два этих завода назвать нельзя. Во-первых, разные уровни автоматизации. В Германии только 10% работ доверено человеку, в основном это – контроль качества. В России ручного труда больше: отчасти из-за более низкой оплаты труда (зарплата рабочего в Саратове – $700–750), отчасти из-за меньших «тиражей» производства, которые оправдывают, например, отказ от полностью автоматической сборки. В отличие от немецких коллег, саратовцы вручную подают и забирают заготовки с определенных станков, контролируют некоторые параметры свечей на промежуточных этапах.
Гордятся в городе на Волге своими «круглыми столами» – несколькими автоматами для сборки свечей. Спроектированные и изготовленные непосредственно здесь, они быстро и легко перенастраиваются под другую модель свечи, что особенно ценно в условиях большой номенклатуры изделий. В Бамберге подобных роботов нет, поэтому на переналадку линий уходит целый час.