Сим-сим, откройся
Автомобильные двери из чисто технического атрибута с годами превратились в модный аксессуар: каких только способов их открытия не придумали инженеры и дизайнеры! Еще более выразительны их прозвища: «гильотины», «бабочки», «крылья чайки»…
Автомобильные двери из чисто технического атрибута с годами превратились в модный аксессуар: каких только способов их открытия не придумали инженеры и дизайнеры! Еще более выразительны их прозвища: «гильотины», «бабочки», «крылья чайки»…
Обычные двери
Их можно увидеть на 99% машин, колесящих по дорогам всех континентов. Конструкция их проста, надежна и безопасна. Именно этот тип дверей считается самым универсальным и обладает оптимальным сочетанием потребительских характеристик для каждодневного использования. Единственный минус – их неоригинальность…
В обычной жизни Михаэль Шумахер предпочитает обычные двери. |
«Суицидные» двери
Антипод обычных дверей. Зачастую крепятся петлями к центральной стойке машины. Свое название заслужили тем, что открываются против хода движения автомобиля – ведь на большой скорости поток встречного воздуха может запросто оторвать случайно открывшуюся дверь подобного типа. В настоящее время применяются крайне редко и в основном в качестве задних дверей. Отметим, что современные образцы абсолютно безопасны, а название «суицидные» воспринимается исключительно как дань традиции.
Rolls-Royce Drophead Coupe, 2007 г. |
«Гильотины»
Они же «ножницы», они же ламбо-двери. Открываются вертикально в одной плоскости и тем самым существенно облегчают парковку в стесненных условиях. Сам процесс открытия выглядит очень эффектно и вызывает неизменный интерес прохожих. Кроме того, есть возможность передвигаться (даже на большой скорости), когда двери открыты. Впервые опробованы на легендарном концепт-каре Bertone Carabo в 1968 году. Стали визитной карточкой топ-моделей Lamborghini, из-за чего их часто называют ламбо-двери. Сегодня некоторые тюнинговые компании предлагают специальные киты по переделке обычных дверей в «гильотины».
Bertone Carabo, 1968 г. | Spyker C8 Spyder, 2000 г. |
Vector W8, 1989 г. | Bugatti EB110 SS, 1992 г. |
Lamborghini Countach, 1974 г. |
«Крыло чайки»
Как видно из названия, данные двери двигаются поперечно (вместе с частью крыши), словно крыло птицы. Их история началась в 1952 году с гоночного купе Mercedes-Benz 300SL, а чуть позже идея была развита в одноименном дорожном суперкаре (1954 год) – именно с ним эти двери ассоциируются у большинства автомобильных энтузиастов. Обеспечивают очень удобный доступ в салон машины, а также облегчают парковку. Минусы – сложность и дороговизна конструкции, невозможность использования на кабриолетах (нужно специально проектировать другой вариант для открытой модификации), а также вероятность проблем с уплотнением и защитой от попадания воды. Такие двери используются в основном на дорогих спортивных моделях, но бывают и исключения, например, японские kei-кары Suzuki Cara и Mazda Autozam AZ-1.
Isdera Imperator 108i, 1984 г. | DeLorean DMC-12, 1981 г. |
Mercedes-Benz 300SL, 1955 г. |
«Бабочки»
Что-то среднее между «гильотинами» и «крыльями чайки». Открываются вверх, но под небольшим углом. Нередко «захватывают» часть крыши. В основном используются на дорогих спортивных машинах. Из доступных исполнений стоит отметить купе Toyota Sera – это оригинальная модель для внутреннего рынка Японии.
Alfa Romeo 33 Stradale, 1967 г. | Mercedes-Benz CLK GTR, 1998 г. |
Toyota Sera, 1990 г. |
«Колпаки»
Такие двери, по сути, представляют собой сдвижную (вперед, назад, в сторону) или поднимающуюся крышу машины. Решение позаимствовано у самолетов. На серийных автомобилях встречаются крайне редко из-за непрактичности: трудно попасть в салон, при открытии в дождь вода проникает внутрь машины. Единственное преимущество – отпадает необходимость передних стоек, что улучшает обзорность.
Maserati Birdcage 75th, 2005 г. | Pininfarina Ferrari 512 S Modulo, 1970 г. |
Loremo LS, 2006 г. |
Сдвижные двери
Если на минивенах и фургонах сдвижные двери воспринимаются как само собой разумеющееся, то на обычных легковых автомобилях их днем с огнем не сыщешь. Редкое исключение – оригинальный микровен Peugeot 1007 с двумя сдвижными дверьми по бокам. Правда, эта особенность его и сгубила: покупатели ее не поняли, поэтому продажи пришлось свернуть уже через 3 года после старта в 2005-м. Легкость попадания в салон и преимущество при парковке не смогли компенсировать довольно высокую цену и посредственные характеристики из-за возросшей массы.
Peugeot 1007, 2005 г. | BMW Z1, 1989 г. Дверь прячется в порог. |
Kaiser Darrin, 1953 г. Двери сдвигаются в передние крылья. |