X

Шумность: «дизель» против «бензина»

Правда ли, что шум дизельного двигателя значительно превышает звук бензинового? Или в современных легковушках этот эффект нивелирован? Чтобы найти объективный ответ, мы сравнили два Citroen C4.

В замерах участвовали два абсолютно одинаковых Citroen С4 с дизельным и бензиновым агрегатами. У С4 VTi 120 c 4-ступенчатой автоматической секвентальной коробкой передач под капотом рядный 4-цилиндровый мотор мощностью 120 л. с., сравнимые показатели мощности (114 л. с.) и у рядной дизельной «четверки» С4 e-Hdi 115 с 6-ступенчатой роботизированной КП. Зато крутящий момент дизельного мотора почти в два раза больше (270 Нм против 160 Нм), причем на более низкой частоте вращения (1750 против 4250 об/мин).

Если брать во внимание исключительно визуальные отличия, то дизельную машину украшает лишь маленький шильдик «e-HDi» на корме. Под капотом виднеется тот же набор букв, ну а на лючках топливных горловин соответствующие наклейки. А еще дизельный автомобиль имеет под капотом шумоизоляцию, которой у бензинового авто нет. Но даже наличие «шумки» при запуске двигателя не мешает понять, где дизельный, а где бензиновый мотор. Правда, это только снаружи, ведь внутри все слышится и ощущается уже по-другому.

Меряем правильно
Чтобы не гадать на «топливной» гуще, а объективно оценить разницу между дизельным и бензиновым моторами, мы провели серию профессиональных замеров. Нам помогали специалисты «Государственного автотранспортного научно-исследовательского и проектного института».

Оказалось, что процедура эта вовсе не проста, ведь для проведения замеров недостаточно взять одинаковые автомобили. Для сравнимых показаний у подопытных должны быть не только схожие шины и примерно одинаковая глубина протектора, но и одинаковое давление в них, а также сравнимая снаряженная масса. Автомобили уже обули к сезону в однотипные зимние шины: на бензиновой версии установили Nokian, на дизельной BFGoodrich. Давление в шинах установили в соответствии с рекомендациями изготовителей, размещенными на табличке в торце водительской двери. Кроме того, для уравнивания масс в дизельную машину положили дополнительный чугунный балласт, ведь в ее баке топлива было значительно меньше. И уже после финальной проверки конфигурации глушителей оба C4 были отправлены на замеры. Контрольным прибором для этого выступал шумомер Bruel & Kjaer 2236, имеющий все необходимые сертификаты и допуски.

Замеры уровня шума, дБ(А) (бензин/дизель)
Скорость
60 км/ч
110 км/ч
Запуск двигателя
Остановка двигателя
1
64,2/62
70,1/67,9
52,8/52,3
45,3/48
2
64,5/62,1
70,5/68
51,3/53,3
45,2/48,2
3
64,1/62,5
70,3/68,1
51,8/52,1
44,9/48,1
Среднее
64,3/62,2
70,3/68
52,0/52,6
45,1/48,1

Замеры проводились на одной из пригородных дорог общего пользования – чтобы максимально соответствовать реальным условиям. При этом, правда, приходилось пропускать и минимизировать потоки встречного и попутного транспорта, ведь, как оказалось, внешние шумы тех самых грузовиков значительно выше шума самих подопытных С4. Движение со скоростью 60 км/ч имитировало городской вариант, загородный режим был на 110 км/ч, ну и, конечно же, проверялся шум в режиме запуска и остановки двигателя.

Citroen C4
Общие данные
Масса снаряж./полн., кг
1270/1755
1290/1825
Двигатель
Тип
бензиновый
дизельный
Расп. и к-во цил./ клапанов на цилиндр
R4/4
R4/4
Объем, см куб.
1598
1560
Мощность, кВт(л. с.)/об/мин
88 (120)/6000
84 (114)/3600
Макс. кр. мом., Нм/об/мин
160/4250
270/1750
Трансмиссия
КП
4-ст. авт.
6-ст. робот.
Ходовая часть
Шины
Nokian
BFGoodrich
Эксплуатационные показатели
Средний расход топлива, л/100 км
6,9
3,8
Цена
205 700 грн.
205 700 грн.

Взвешивание

Перед замерами было произведено контрольное взвешивание. Так как бак бензиновой машины был не полон, для уравнивания масс использовались 2 чугунные гири по 20 кг.

Контроль

Давление в шинах довели до эталонного, указанного на табличке водительской двери.

Шумомер

Замеры производились профессиональным сертифицированным шумомером Bruel & Kjaer 2236.

Шумоизоляция

Отличить бензиновый и дизельный моторы можно, просто открыв капот. У бензинового лишь голый металл, а у дизельного есть дополнительная шумоизоляция.

Не всегда громче
Аудиосистема и климат-контроль для чистоты эксперимента были выключены. Для усреднения данных проводилось три замера, и результат оказался слегка неожиданным. Как видно из таблицы, дизельный автомобиль звучит громче при запуске и остановке двигателя, а вот на скоростях 60 и 110 км/ч он работает тише бензинового. При резких ускорениях и раскручивании дизельного мотора его звучание становится назойливей и громче, но с выходом на номинальные режимы низкая частота вращения снова делает его если и ненамного тише, то хотя бы сравнимым по громкости с бензиновым агрегатом.         

И если исходить их сухих цифр, то можно сказать, что братья-близнецы практически ничем не уступают друг другу. В отношении шума они однозначно разрушают миф о том, что дизельный мотор громче бензинового. Конечно, он дает о себе знать в момент запуска, но в процессе езды его звук вполне умерен, а мощность и крутящий момент вне конкуренции.

Испытания проводились специалистами «Государственного автотранспортного научно-исследовательского  и проектного института».


Фото автора