В угоду требованиям экологов в дизельных модификациях новых моделей автомобилей появился еще один фильтр - сажевый, который устанавливается в систему выпуска отработавших газов.
В угоду требованиям экологов в дизельных модификациях новых моделей автомобилей появился еще один фильтр – сажевый, который устанавливается в систему выпуска отработавших газов.
В угоду требованиям экологов в дизельных модификациях новых моделей автомобилей появился еще один фильтр – сажевый, который устанавливается в систему выпуска отработавших газов. |
Чем же вызвана столь высокая популярность дизелей в странах ЕС? В своем выборе европейцы руководствуются тремя моментами – во-первых, желанием сэкономить на топливе, во-вторых, снизить затраты на уплату налогов (за дизели в некоторых странах нужно платить меньший «транспортный» сбор), в-третьих, не загрязнять окружающую среду. А как же недостатки дизелей, спросите вы, – повышенная шумность, слабая разгонная динамика и черные клубы дыма из выхлопной трубы? С этими проблемами справились уже многие автопроизводители. Многие новые дизели – практически такие же тихие и динамичные, как бензиновые версии, – сегодня ими оснащают даже некоторые «заряженные» модификации, например, Skoda Fabia RS с мотором 1,9 TDI, а также автомобили представительского класса – Audi A8, Volkswagen Phaeton, Mercedes S-Кlassе.
Сейчас в Европе начался настоящий бум, связанный с разработкой и выпуском еще более экологически чистых дизельных моторов, оснащенных системами очистки с сажевыми фильтрами. Появилась даже информация, что в одной из европейских стран начали изучать возможность запрета въезда в центры крупных городов дизельных машин, не имеющих сажевого фильтра. Однако в то время как одни считают сажевые фильтры обязательным узлом современных дизелей, другие доказывают их малую эффективность. Обосновываются последние доводы тем, что эти фильтры не задерживают частицы менее 10 микрон (мкм) и ароматические фракции, которые больше, чем другие составляющие, провоцируют возникновение раковых заболеваний.
Дизельная экология
И к бензиновым, и к дизельным моторам постоянно выдвигают претензии экологи. Бензиновые вызывают их недовольство из-за повышенного содержания в отработавших газах токсичных для организма человека соединений угарного газа (СО), углеводорода (СН), окиси азота (NОx), а дизельные – из-за содержания частиц сажи и окиси азота (NOx) в выхлопе. Изначально все эти проблемы решали одним способом – усовершенствованием системы питания. Для бензиновых моторов этого оказалось недостаточно, поэтому был создан каталитический нейтрализатор отработавших газов, который установили в выпускную систему. С дизелями дела обстояли проще, но только до начала нового тысячелетия, точнее, до ввода в действие норм Евро 4 (2005 год) и Евро 5 (2008 год).
Как только новые требования экологов были обнародованы, разработчики топливных систем для дизелей совместно с автопрозводителями бросили все свои силы на усовершенствование своих разработок, а также системы выпуска отработавших газов, внедрив в нее новые элементы – сажевый фильтр и катализатор. Сажевые фильтры при засорении подлежат либо замене (обычно через 100 – 150 тыс. км), либо очистке путем сжигания в них сажи ( не меняются). Фильтры делают из керамики или металлокерамики. При этом их рабочий элемент чаще всего имеет особую конструкцию, которая обеспечивает равномерное накапливание сажи на всех поверхностях. Это позволяет сохранять пропускную способность фильтра почти неизменной. Режим «сжигания» сажи активизируется блоком управления двигателем после получения от специальных датчиков в системе выхлопа информации о заполнении фильтра. Особенность режима сгорания в том, что в цилиндры на повторное сжигание подается большее количество отработавших газов, впрыскивается больше топлива и снижается подача свежего воздуха. Это ведет к заметному увеличению температуры выхлопа, благодаря чему и выгорает сажа.
Сажевые фильтры могут иметь как отдельный корпус, так и быть объединены «под одной крышей» с катализатором.
Комфорт и динамика
Упомянутые в начале статьи проблемы, которые интересовали потенциальных покупателей дизельных автомобилей, решили несколькими способами. Так, на смену предкамерным дизелям пришли однокамерные, то есть с одной камерой сгорания. В результате было увеличено рабочее давление в цилиндрах, соответственно, повысились мощностные характеристики моторов. Для снижения жесткости работы дизелей топливо в цилиндры начали подавать небольшими порциями, что позволило увеличить время нарастания давления. А появилась такая возможность благодаря разработке электронно управляемых форсунок и системы питания Common Rail.
Главенствующую роль в новых системах питания дизелей теперь играет электроника, а не механический ТНВД с его сложными устройствами корректировки топливоподачи. Электроника стала точнее дозировать подачу топлива и четче регулировать этот процесс в зависимости от режима работы мотора. Кроме того, увеличилось давление впрыска – до 1600 – 1800 бар, а в некоторых системах питания – и до 2100 бар. Это также улучшило процесс смесеобразования в дизелях, а значит, и динамические, и экологические показатели.
Преимущества и недостатки дизельных двигателей | |||||||||||||
|
|
| |
| |